Найти в Дзене
"Хомо люденс"

Вырезанная сцена из «Места встречи…» с Шараповым и Левченко на фронте, где сыграл сын Влади

Немногие в курсе, что Станислав Говорухин для фильма «Место встречи изменить нельзя» наметил и уже снял сцену из жизни юного Володи Шарапова на фронте.

Помимо остальных актеров, здесь снялся, но потом так и не появился на экранах сын Марины Влади и Робера Оссейна – Пьер.

А главное, в сцене участвовал герой Виктора Павлова – Сергей Левченко. И это показывало момент, который в итоге в кино прошел лишь намеком: почему Шарапов так жалел Левченко, даже хотел его спасти, хотя сам настолько чтил закон и прекрасно знал, что его бывший фронтовой товарищ теперь преступник.

Кадр из кино СССР Говорухина «Место встречи изменить нельзя»
Кадр из кино СССР Говорухина «Место встречи изменить нельзя»

Надо заметить, что Левченко в фильме Говорухина показан, хоть и не слишком долго, но весьма красноречиво. Уже по самому первому его появлению в кадре ясно, что он играет важную, если не ключевую, роль.

Любители детектива братьев Вайнеров и экранизации Говорухина помнят эту сцену. Шарапов «заливался соловьем», пытаясь доказать бандитам, что он «свой». Но вдруг «в самый интересный момент» к нему повернулся сидевший до сих пор спиной участник «Черной кошки». И «засланный казачок» осекся. Он узнал своего фронтового товарища, которого уж никак не ожидал встретить тут.

Искусствовед Татьяна Москвина очень интересно охарактеризовала героя Павлова: «…огромные, скорбные, умные глаза… на лице у этого человека роковая печать, он обречен».

А стать орудием «беспощадного рока» пришлось Глебу Жеглову, который в финале, пусть и вынужденно (преступник мог убежать – и ищи его, свищи), но застрелил убегавшего Левченко.

Так отчего же Шарапов так горько отнесся к этому? Ведь на его глазах застрелили бандита (!), который пытался скрыться (!!) с места одного из многочисленных (!!!) преступлений, участником которых он был.

Чтобы зрители могли понять и прочувствовать это глубже, режиссер снял сцену, которая затем в окончательную версию фильма не вошла.

В ней Шарапов с Левченко ночью героически пересекали линию фронта, чтобы добыть «языка». И они его добыли-таки. Связали, «приласкали» кляпом.

Но потом им на пути попались фрицы. В перестрелке наши герои успели сесть в лодку на озерке, а связанного кинули на дно лодки.

Вот этого-то «языка» и играл сын Марины Влади, почти пасынок Владимира Высоцкого.

Любопытно, что, как впоследствии делился в интервью Владимир Конкин, он во время съемок той сцены очень переживал за Пьера Оссейна.

Дело в том, что его связали по-настоящему – для правдоподобности. Лодка же, что называется, на ладан дышала – опять-таки, чтоб выглядело реалистичнее.

И вот, снимаясь в ночной темноте дубль за дублем, актеры начали в лодке тонуть. По-настоящему.

Оно, конечно, для съемок выбрали место неглубокое. Но Пьер-то был связан, поэтому сам спастись не мог. А вода начала уже захлестывать дно.

Конкин с Павловым по очереди отчерпывали воду и приподнимали Пьера, чтоб не захлебнулся ненароком. Так сказать, под шумок спасли его от производственной травмы, а то и от летального (или плавательного?) исхода...

Кадр со съемок впоследствии вырезанной сцены (взято на drive2)
Кадр со съемок впоследствии вырезанной сцены (взято на drive2)

Эти съемки длились два дня…

А потом решено было сцену в экранную версию не пускать.

Нет-нет, никаких интриг и прочих теорий заговора не было. Убрать сцену решил сам режиссер, как считал Конкин – для того, чтоб оставить в картине интригу. Мол, его герой, попавший в «малину», внезапно «видит лицо Левченко, напрягается. Что, почему? Лишь позже выясняется, что это его боевой товарищ».

Впрочем, каскадер Владимир Жариков, который помогал снимать и весь фильм, и конкретно эту вырезанную сцену, назвал совсем другую причину.

По его версии, Конкин просто не мог сыграть физически достаточно крепкого бойца. «Показываем ему, как надо сбрасывать человека – на спину. А он его на голову опускает! В общем, намучились с Конкиным. Заменять его дублером – был бы заметен монтаж. Вот и решили отказаться от пролога».

Однако тем, кто любит роли Конкина (вот как автору данной статьи), такая причина кажется немножко надуманной. Наверняка можно было как-то выкрутиться. Особенно с учетом, что действие в сцене происходило ночью, дублер был бы незаметен. Так что наверняка Говорухин из фильма целую сцену убрал не из-за «физической слабости» Конкина, а по художественным соображениям.

Кадр со съемок в дальнейшем  вырезанной сцены (взято на kino-teatr)
Кадр со съемок в дальнейшем вырезанной сцены (взято на kino-teatr)

Что до участия Пьера… жалко, конечно, что он в фильм не попал. Зато, как говорят, его фамилия в титрах осталась, пусть и «мимоходом-ненароком»…

Кстати, сама его маман должна была, по задумке Высоцкого, появиться в этом фильме. Вы думаете, он продвигал ее на роль Верки-модистки или подруги главы банды?

Отнюдь. На роль, которая, казалось бы, не совсем с ней вязалась: Вари Синичкиной.

Но тут в дело вмешался худсовет. Актрису не пропустили по национальному признаку – у советского фронтовика и муровца Шарапова девушка должна была быть не из другой страны.

Впрочем, может быть, это еще одна непроверенная версия, а на самом деле была совсем другая причина? Например, Влади просто не подходила на роль и (или) не справилась с пробами, а кто-то постфактум придумал эту историю, чтобы сгладить отказ красивой актрисе участвовать в съемках?..

Кстати, о вырезанной сцене. Влади не была против участия своего сына в данном эпизоде, а вот Высоцкого в фильме играть отговаривала. Даже, если верить СМИ, имела разговор с режиссером на тему «он болен, пощадите».

Сам Владимир Семенович играть очень даже хотел. И в результате сыграл прекрасно. Даже некоторые сцены сам придумал и снял как режиссер.

П. с. А как считаете вы, уважаемые читатели: правильно или напрасно вырезали сцену из фронтового прошлого Шарапова? И какие сцены можно было бы еще включить в экранизацию?

Также отвечайте на викторины на знание ролей и песен Высоцкого, плюс на знание героев-сыщиков в кино, а еще на тесты «Кто вы из известных сыщиков», ну и «Какой кино-Холмс вам больше подойдет», наконец, «Кто вы – Холмс или Ватсон по характеру».

#кино #Высоцкий #знаменитости #история #культура #общество #актеры #актёры