Всякий раз, когда в своих статьях упоминаю слово «геобетон», в комментариях начинают писать, что автор заблуждается. На самом деле пишут более грубо и иногда с оскорблениями. Да, это слово режет слух. Т.к. все привыкли к понятию строительный бетон, т.к. это продукт деятельности человека. А то, что в прошлом в природе в недрах когда-то могли возникать подобные смеси, составы, массы и выходить на поверхность – для таких читателей из разряда фантастики.
Геология говорит, что существуют магматические породы, есть осадочные и метаморфические. К последним можно отнести гранит, но это не точно. На счет процессов происхождения гранита нет однозначного мнения.
Непризнанным видом пород являются жидкие флюидолиты – это то, что я называю геобетоном. Но это порода выливалась, выдавливалась из недр в прошлом, в неспокойные геологические времена. Вероятно, это было параллельно с всемирными вымираниями животных, наподобие Пермского вымирания. Все эти массы сейчас набрали прочность, минералы закристаллизовались. Но с тех времен (не исключено, что не таких далеких), осталось множество примеров того самого геобетона. Предлагаю рассмотреть часть из них.
Валун в камне. Такие примеры достаточно часто встречаются по берегам рек. Вероятно, когда-то к рекам стекали те самые жидкие массы холодных флюидолитов, выходящие где-то из недр по разломам. И захватывали с собой валуны и камни. Потом окаменели и сами превратились в камень.
Геология говорит, что это окаменевший за миллионы лет речной ил. Что итоговой картины не меняет. Но сам ил тоже должен быть как-то подготовлен на уровне соединений, способных к кристаллизации и набору прочности. Современный пордландцемент, как связующее для бетона производят методом обжига породы. Так же и в древности получали материал для раствора кладки – обжигали известь.
Этот процесс можно изобразить в ряде формул.
После того, как негашеную известь, полученную методом обжига известняка затворили водой, получается гашеная известь, которая при контакте с углекислым газом из воздуха обратно превращается в карбонат кальция. Причем, из этого вещества растут микро кристаллы в растворе. Поэтому, такой раствор по древнему рецепту всю жизнь набирает прочность, кристаллы карбоната кальция в нем растут постоянно при контакте с СО2. Бетон, кстати, тоже, но он за месяц после заливки набирает 90% своей прочности.
Почему бы этому процессу не существовать в недрах? Допустим, известковые отложения в глубине рядом с магматическими массами подверглись термической обработке, а потом сквозь них прошли массы воды (когда магма попала в подземный водоем), растворяя их. А на поверхности эти массы при реакции с СО2 набрали прочность. Вот вам и геобетон.
Иные процессы могли идти вот в таких массах.
Это огромные куски гранита с инородными включениями из другой породы. Данный пример с Горного Алтая. Здесь происходила кристаллизация других минералов, в частности кварца (диоксида кремния). То, что она происходила из растворов, а не из расплавов, говорят примеры образований под названием жеоды.
Можно сказать, что когда-то это был пузырь какого-то раствора в другой породе, внутри этого раствора произошла кристаллизация кварца. Причем, эти пузыри могли быть разных размеров и форм. Иногда встречаются просто огромные жеоды.
Подобные процессы кристаллизации кварца из раствора могли происходить и в жидких гранитных массах. Причем, тогда, когда они уже были выдавлены на поверхность. Процесс кристаллизации гранита был медленным. Я не исключаю, что буквально какие-то несколько тысяч лет назад его свежие выходы можно было легко обрабатывать как глину.
Этот пример можно озвучить так. Какой-то валун попал в жидкие массы и при своем движении в потоке они его облепили. Получилась «скорлупа» из другой породы, которая окаменела.
Но самым ярким примером природного бетона, геобетона, являются брекчии. Их еще называют конгломерат.
Различают брекчии по форме включений. Конгломерат состоит из галечника. Но сама порода включений может быть разная, как и связующего.
Здесь все в точности, как в современном бетоне: есть наполнитель (обломки породы или галечник) и связующее. Какие-то из этих примеров произошли в речных или морских отложениях (там, где галечник). А что-то похоже на отложения после каких-то грязевых потоков.
Вот такие примеры могут говорить про выход холодных флюидолитов по разломам:
Подобных примеров множество. Условия их происхождения слабо изучают в геологии. Здесь минералогия должна быть тесно переплетена с разделом физики из области минералографии. Но у нас это разные дисциплины в системе образования.