Найти в Дзене

Повторительные упражнения для запоминания лексики

Материал выбрала из "Настольной книги преподавателя иностранного языка", 1997, Минск "Высшая школа", коллектив авторов. Конечно, дополнила его своими идеями. Существует целая технология по обучению новому лексическому материалу, разработанная специалистами ещё советской школы. Она состоит из 5 типов лексических упражнений в следующей последовательности: 1. Дифференцировочные 2. Повторительные 3. Подстановочные и конструктивные 4. Трансформационные 5. Для активизации в речи Мне кажется, что самые простые - повторительные упражнения, так как смысл этих упражнений в многократном повторении с целью запоминания лексических единиц для дальнейшего их употребления. Ну не все дети схватывают лексику на лету, многим нужно её повторить много раз, прежде чем они её запомнят. Эти упражнения очень простые, может быть поэтому им не уделяется достаточно внимания на уроках, на них всегда не хватает/жалко времени. А может быть не стоит их пропускать? Приведу несколько примеров таких упражнений. Мне
Оглавление

Материал выбрала из "Настольной книги преподавателя иностранного языка", 1997, Минск "Высшая школа", коллектив авторов. Конечно, дополнила его своими идеями.

Типы лексических упражнений

Существует целая технология по обучению новому лексическому материалу, разработанная специалистами ещё советской школы. Она состоит из 5 типов лексических упражнений в следующей последовательности:

1. Дифференцировочные

2. Повторительные

3. Подстановочные и конструктивные

4. Трансформационные

5. Для активизации в речи

Мне кажется, что самые простые - повторительные упражнения, так как смысл этих упражнений в многократном повторении с целью запоминания лексических единиц для дальнейшего их употребления.

Ну не все дети схватывают лексику на лету, многим нужно её повторить много раз, прежде чем они её запомнят.

Эти упражнения очень простые, может быть поэтому им не уделяется достаточно внимания на уроках, на них всегда не хватает/жалко времени. А может быть не стоит их пропускать?

Приведу несколько примеров таких упражнений. Мне кажется их довольно легко можно использовать на уроках.

Устные упражнения (фронтально)

- Прочтите слова в списке (сверху вниз, снизу вверх, через одно, через два, по очереди, хором, громко, тихо, весело, грустно, и т.д.)

- Прочтите слово, затем произнесите его по памяти (сразу два слова, три слова, словосочетания с новыми словами, предложения с новыми словами и т.д.)

- Снежный ком (запомните и назовите по очереди слова в определённой последовательности, добавляя в конце своё)

- Запомните и воспроизведите список слов. Кто запомнил больше?

- Заучите наизусть предложения с новыми словами, применяя затухающую подсказку путём постепенного пошагового стирания слов (для слабых детей)

- Повторите слова (словосочетания, предложения) за учителем, не меняя, либо меняя некоторые слова.

- Добавьте в предложения с новыми словами отрицание или слово тоже

- Выберите в списке и прочитайте слова (словосочетания, предложения), соответствующие переводу

- Прочитайте предложения, выбирая правильное слово из предложенных (выбор должен быть очень очевидным)

В парах сменного состава

- Проверьте/потренируйте знание новых слов/словосочетаний, используя списки слов и перевод к ним

Подробно о работе со списками слов в парах я описывала в этой статье:

- Угадайте загаданное из списка слово (один ребёнок записывает загаданное слово, другой его угадывает)

Письменные упражнения

- Вставьте в слова недостающие буквы

- Составьте из перемешанных букв слова

- Исправьте в словах "опечатки"

- Соедините части слова

- Соедините части предложения с новыми словами (предложения должны быть простыми и поделены не больше, чем на три части, чтобы не возникло особых сложностей)

- Подставьте слова в кроссворд/чайнворд (для создания кроссвордов можно использовать бесплатный простой и удобный сервис https://crossmaker.ru/en/)

- Создайте кроссворд/чайнворд из новых слов

-2

- Подпишите слова к соответствующим картинкам

- Посмотрите на список слов и постарайтесь воспроизвести/написать его в той же последовательности

- Сгруппируйте слова по количеству букв, по первой букве, по частям речи, по теме

- Напишите слово разными шрифтами/разным размером/разными цветами

- Сделайте коллаж из новых слов

Можно просто сделать подобную страничку в тетради.
Можно просто сделать подобную страничку в тетради.

Известно, что слова быстрее и лучше запоминаются, если их по разному воспринимать и использовать, то есть задействовать как можно больше способов восприятия и усвоения.

В выше перечисленных упражнениях учащиеся слушают, проговаривают, записывают, рисуют, соотносят с картинками, составляют, ищут, угадывают, воспроизводят списки. Можно придумать и другие упражнения.

Стоит ещё раз отметить, что в этом случае дело ещё не дошло до употребления новых слов в речи, эта только предварительная стадия, когда учащиеся только знакомятся со словом и пытаются его запомнить. Сколько времени отводить на такую работу и стоит ли вообще это делать, решает учитель. В учебнике таких заданий нет.

-4

Коллеги, а вы используете повторительные упражнения на своих уроках? Если да, то какие?