Найти тему

74.71. Текст. Анализ текста. Подготовка к написанию изложений, сочинений. Практическая работа.

Оглавление
 Художник-маринист Сергей Лим.
Художник-маринист Сергей Лим.

Задание 1. Приготовься работать в тетради. Напиши число, тему.

Задание 2. Повторим важные для анализа сведения о тексте.

Основные признаки текста:

1. Все предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически.

2. Все предложения в тексте объединены общей темой (то, о чём говорится в тексте).

3. В тексте можно выделить главную мысль (важное, что хотел сказать автор читателю).

4. Тексту можно дать название (заголовок). В заголовок обычно выносится тема текста.

5. Текст можно разбить на отдельные мысли-части (абзацы).

6. Все части текста (абзацы) связаны между собой по смыслу.

Текст можно отнести к определённому типу:

- текст-повествование (рассказывается, сообщается о чём-либо. Что, где, как, когда произошло);

- текст-описание (описывается событие, явление, внешний вид человека животного и т.п. Описываются признаки);

- текст-рассуждение (размышление, объяснение, доказательство чего-либо; говорится о причинах явлений, событий).

Текст можно отнести к определённому стилю речи:

- разговорный стиль (повседневная речь (общение с друзьями, семьёй, в общественных местах);

- художественный стиль (язык художественной литературы);

- научный стиль (научные статьи, доклады, учебники и т.д.);

- публицистический стиль (выступления политиков, известных людей, статьи газет, журналов);

- официально-деловой стиль (законы, приказы, распоряжения, документы).

Обратим внимание на правила, которые необходимо помнить, чтобы верно оформить предложения в тексте.

Задание 3. Проанализируем текст - рассказ И. С. Соколова-Микитова.

-2

Иван Сергеевич Соколов-Микитов, русский советский писатель, путешественник, журналист. 1892 - 1975.

1) Прочитай текст рассказа. Насладись красотой русского языка в изложении автором осени в лесу. Название рассказа узнаешь в конце работы.


Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие легкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины.
Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, покличут высоко в небе пролетающие косяком журавли.
Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Идешь, бывало, по такому осеннему, расцвеченному красками лесу, - музыкальным, поэтическим чувством наполняется душа. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время.
Прозрачен и чист осенью воздух, прозрачна вода в лесных ручьях: каждый виден на дне камешек. Еще цветут поздние осенние цветы. Готовятся к отлету певчие птицы. Нет-нет затрещит в лесу дрозд, застучит на сухом дереве труженик-дятел. Еще зеленый, роняя спелые желуди, стоит на краю леса старый развесистый дуб. Но уже оголились вершины берез. На темном фоне сплошного елевого леса отчетливо видны яркие краски осин. Уже облетели, плавают по воде легкие пожелтевшие листья ив.
Хорошо в осеннем цветистом лесу. Долго не хочется из него выходить, прощаться с золотыми осенними днями.

2). Работаем над текстом в том же порядке, как изложено в основных признаках текста.
1. Докажем, что это действительно текст.
Это текст, все предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически.
2. Все предложения в тексте объединены общей темой. В рассказе говорится об осени в русском лесу. 3. В тексте можно выделить главную мысль. Автор рассказывает читателю о красоте русского леса и о том, что он чувствует, когда идёт в лесу ранней осенью.
4. Тексту можно дать название (заголовок). В заголовок обычно выносится тема текста. Придумай заголовок к этому тексту. 5. Текст можно разбить на отдельные мысли-части - микротемы (абзацы). Текст разбит на отдельные части (мысли) - абзацы. Разъясни смысл каждой части текста. 1 абзац: автор высказывает общее впечатление от прогулки в русском осеннем лесу.
2 абзац: автор описывает, что он видит и слышит, идя по лесу. 3 абзац: автор описывает, каким чувством наполняется его душа в такие моменты. 4 абзац: автор красочно описывает, что происходит с природой ранней осенью. 5 абзац: автор в итоге говорит о своём отношении и чувствах по поводу прогулки по осеннему лесу.
6. Все части текста - микротемы - связаны между собой по смыслу. Подтверждаем это.

+++++

Сам писатель назвал свой рассказ "Русский лес".

-3

Задание 4. Проанализируй текст самостоятельно. Усложняем задачу.

Рассмотри картину художника-мариниста Сергея Лима. Для анализа текста используем отрывок из повести В. П. Катаева "Белеет парус одинокий"

-4

Валентин Петрович Катаев, русский советский писатель, драматург, поэт, военный корреспондент, первый главный редактор журнала «Юность». 1897- 1986.

Прочитай отрывок из повести В. П. Катаева "Белеет парус одинокий".

Сколько бы ни смотреть на море - оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное.
Оно меняется на глазах каждый час.
То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса.
То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. ... Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов.
Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах. Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в черную теплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? Или число песчинок, недоступное человеческому уму?

1) Текст рассказа (отрывок) В. П. Катаева сейчас не разделён на абзацы. Проанализируй текст рассказа (отрывок) В. П. Катаева по тому же плану. Определи тип текста и стиль речи.

2) В тетради напиши: Анализ текста отрывка из повести В. П. Катаева "Белеет парус одинокий". Запиши ответы по пунктам в тетрадь.

-5

Задание 5. Проверь правильность выполненной работы.

Твой текст может отличаться, главное, чтобы смысл ответов был тот же.

1. Это текст, все предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически.

2. Все предложения в тексте объединены общей темой. В отрывке из повести говорится о море.

3. Сколько бы ни смотреть на море - оно никогда не надоест.

4. Море.

5. Текст имеет 5 абзацев.

1 абзац: автор высказывает главную мысль, которую в следующих абзацах подтверждает разными примерами.

2 абзац: автор поясняет, почему он иак думает.

3 абзац, 4 абзац: автор красочно описывает, каким бывает море при разном состояние природы, какими красками сияет.

5 абзац: автор в конце описания выделяет главное, что поразило и очаровало его воображение: тайна, которую море всегда хранило в своих пространствах: фосфорическое свечение, голубые искры, движущиеся огни невидимых судов и т.д.

6. Все абзацы связаны между собой по смыслу.

7.Стиль художественный, тип текста: 1-4 абзацы - описание; 5 абзац - рассуждение.

-6

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание.

Обращай внимание на тексты, которые тебе приходится читать, старайся всегда выделять главную мысль текста и чем она подтверждается. Это поможет тебе и в освоении русского языка, и в построении своих выступлений, сообщений перед другими людьми, и в освоении других учебных предметов, и в жизни.

-7

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!

Я буду рада и благодарна Вам.

Поддержать автора. Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.