Найти тему

75.72. Анализ текста. Изобразительно-выразительные средства. Подготовка к написанию изложений, сочинений. Теория и практика.

Оглавление
Художник Олег Кангин.
Художник Олег Кангин.

Задание 1. Повторим важные для анализа (или создания) текста сведения о средствах выразительности русского языка.

При подготовке к написанию любой творческой работы нужно не забывать о средствах выразительности русского языка (изобразительно-выразительных средствах), которые используются в художественной, публицистической, разговорной, даже в официально-деловой и научной речи.

Особенно это актуально в художественной речи.
С помощью средств художественной выразительности авторы создают художественный образ, детализируют описание, раскрывают характеры и внутреннее состояние героев, воссоздают катрину и атмосферу происходящего.

Средства выразительности придают речи яркость, красочность,усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию.

-2

Читая или прослушивая текст, особенно, если ты готовишься к изложению или сочинению, нужно обязательно обратить внимание на средства выразительности, которыми пользуется автор.

Ведь читателю или слушателю средства художественной выразительности помогают "увидеть картину" художественного произведения во всех деталях и красоте, понять авторский замысел и авторское отношение к тому, о чём рассказывает писатель.

Поэтому при подготовке к написанию любой творческой работы: сочинению, изложению, эссе нужно научиться выделять в текстах средства художественной выразительности и использовать их в своих творческих работах.

Более того, если ты при прослушивании или чтении текста услышишь, выделишь в тексте какое-либо изобразительно-выразительное средство, при написании текста это поможет тебе восстановить смысл всего текста.

При написании изложения это особенно важно, так как использование в своём изложении текста автора это покажет вашу внимательность и эрудицию.

Задание 2. Познакомимся с основными средствами выразительности русского языка

Изобразительно-выразительных средств в русском языке много.

Не нужно их заучивать, нужно составить о них целостное представление и обращаться к ним по мере необходимости.

В русском языке выделяются следующие изобразительно-выразительные средства:
-тропы
(обороты речи в переносном значении),
-синтаксические фигуры
(связанные со словосочетанием и предложением), -фонетические (звуковые),
-лексические (связанные со словом – лексемой) и другие виды.

Рассмотрим их.
1.

Тропы (слова и словосочетания в переносном значении)

1.ЭПИТЕТ (от греч. ерitheton - приложение) - вид тропа: образное красочное
определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления,
обладающее особой художественной выразительностью. придающее предмету образность и эмоциональность.
Например: железная выдержка, серебряный голосок; улыбнулись сонные берёзки. (С. Есенин).

Эпитет обычно выражен прилагательным, причастием, наречием или существительным в роли приложения.

2.МЕТАФОРА (от греч. metaphora - перенос) - вид тропа: переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Например: Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный
брошен человек!
А. Блок

Метафора выражается обычно именами существительными и глаголами.

ВСТРЕЧАЕТСЯ РАЗВЁРНУТАЯ МЕТАФОРА - вид тропа: изображение цельной картины с помощью слов в переносном значении.

Например: Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая их друг с другом и разбивая в мелкую пыль. М. Горький. "Челкаш".

Разновидностями метафоры являются олицетворение (см.) и овеществление (см.).

3.ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид тропа: изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу. Например: "О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?" (Ф.И. Тютчев). "Хрустит и взвизгивает гравий под колёсами". (А. Куприн).

4.ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ - это вид тропа, приём, противоположный олицетворению. перенесение свойств неодушевлённых предметов на одушевлённые. В нём живое уподобляется неживому, разумное — неразумному. Например: каменное сердце, сноп волос, железный характер.

5.СРАВНЕНИЕ — вид тропа: образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком. Например: Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский)

6.МЕТОНИМИЯ — вид тропа: перенос названия одного предмета на другой по их сходству; приём на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями . Например: Шляпа исчезла в толпе. Ты ввёл мечи на пир обильный. Три тарелки съел. Ну, скушай еще тарелочку, сынок. Не то на серебре - на золоте едал (Грибоедов).

7.СИНЕКДОХА. Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством. Например: Покупатель выбирает продукты. Все флаги в гости будут к нам. (А. С. Пушкин.) Мы все глядим в Напoлеоны.(А. С. Пушкин.)

8.ГИПЕРБОЛА — вид тропа: образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление, такое средство художественного изображения, основанное на преувеличении. Например: Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)

9.ЛИТОТА — вид тропа: образное преуменьшение. Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе).

Например: Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. В. Гоголь).

10.ИРОНИЯ — вид тропа: употребление слова или выражения в противоположном смысле, обычно для комического эффекта; осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается.
Например: Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).

11.ГРОТЕСК — вид тропа: контрастное, причудливое сочетание фантастики и реальности, прекрасного и безобразного, трагического и комического. Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Например: Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.

12.ПЕРИФРАЗ - вид тропа: название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки, усиливающие изобразительность речи. Например: «Царь зверей» (лев), «люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса)

13.АЛЛЕГОРИЯ. ИНОСКАЗАНИЕ - вид тропа, иносказательное изображение какого-либо явления действительности. Например: осел — это глупость; баран — упрямство; голубь — мир.

14. ОКСЮМОРОН - вид тропа: сочетание несочетаемого, противоположных по значению слов. Например: Живой труп (Л. Н. Толстой). Оптимистическая трагедия (В. Вишневский). Барышня-крестьянка. (А. С. Пушкин).

Некоторые учёные относят оксюморон к стилистическим фигурам.

-3

2. Стилистические фигуры – особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания.

1. АНАФОРА — стилистическая фигура: одинаковое начало предложений, частей сложного предложения или строчек в стихах; повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк, параллельных фраз или предложений. Например: Берегите друг друга, добротой согревайте,
Берегите друг друга, обижать не давайте. (О. И. Высоцкая).

Не напрасно дули ветры. Не напрасно шла гроза (С. А. Есенин).

2. ЭПИФОРА – стилистическая фигура: повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Например: За годом год, за веком век…
Что ж негодует человек...

И снова будет всё, что есть,
И снова розы будут цвесть, (Ф. И. Тютчев)

Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости. (А. С. Пушкин).

3. ГРАДАЦИЯ – стилистическая фигура: употребление подряд нескольких (обычно трех) однородных членов предложения, чаще синонимов, каждый из которых усиливает значение предыдущего; расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления эмоции или смысла. Например:
Восходящая градация — постепенное усиление. В заботе сладостно-туманной не час, не день, не год уйдет ( Е. А. Баратынский).
Пришел, увидел, победил (Гай Юлий Цезарь).
Нисходящая градация — постепенное ослабление.
Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах (А. Белый). Не жалею, не зову, не плачу... (С. А. Есенин).

4. ПАРАЛЛЕЛЕЛИЗМ – стилистическая фигура: одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (В. Брюсов), В синем море волны хлещут. в синем небе звёзды блещут. (А. С. Пушкин).

5. АНТИТЕЗА – стилистическая фигура: противопоставление противоположных понятий, прямо противоположных образов, свойств или действий. Например: Ученье — свет, а неученье — тьма. Умный научит, дурак наскучит.
Тише едешь, дальше будешь.

6.ИНВЕРСИЯ (перестановка) - стилистическая фигура: расположение членов предложения в необычном порядке, позволяющее подчеркнуть наиболее важные, с точки зрения автора, слова. Например: Осенью листья желтеют — это нормальный порядок слов.
Желтеют листья осенью — инверсия.

Сметливость его и тонкость чутья меня поразили (А.С. Пушкин). Трудами ночи изнурён Я лёг в тени" (М.Ю. Лермонтов "Мцыри").

7. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС (от греч. rhetor — оратор) – стилистическая фигура: вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. Утверждение, отрицание или побуждение к действию в форме вопроса. Эти вопросы не требуют ответа, он очевиден. Например: Разве кто-то откажет в помощи матери? Кто в детстве хотя бы раз не сбегал с уроков?
Неужели мы отступим, позволим врагам победить?

8. РИТОРИ́ЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦА́НИЕ  — стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.

Например:

Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

(А. А. Фет.).

9. РИТОРИ́ЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторические обращения часто встречаются в монологах.

Например: Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулася (И. Никитин).
Привет тебе, мой бедный клен, прости, что я тебя обидел (С. А. Есенин).

10. ЭЛЛИПСИС (от греч. elleipsis — выпадение, опущение) — фигура речи: в предложении опускаются слова, при этом смысл предложения не теряется: его можно понять из контекста.
Например: Я пойду налево, ты — направо. И пальцы просятся к перу, перо - к бумаге; минута - и стихи свободно потекут. (А С. Пушкин).

11. УМОЛЧАНИЕ - — фигура речи: прерванное высказывание, которое даёт возможность домысливать и размышлять. Например: Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что ж? (М. Ю. Лермонтов). Я страдал,,, Я хотел ответа... Не дождался... Уехал... (С. А. Есенин).

12. МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) — стилистическая фигура прибавления, основывается на намеренном повторении союзов в отрезках речи. Например: Зато мой внук и правник, и праправнук растут во мне, пока я сам расту. (П. Г. Антокольский). И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь. (А. С. Пушкин).

13.БЕССОЮЗИЕ - стилистическая фигура: перечень явлений, действий, событий, когда намеренно опускаются (убираются из текста) союзы. Например: Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады. Монастыри... (А. С. Пушкин). Назвался груздем - полезай в кузов. (народная пословица).

ОКСЮМОРОН - стилистическая фигура: сочетание несочетаемого, противоположных по значению слов. Например: Живой труп (Л. Н. Толстой). Оптимистическая трагедия (В. Вишневский). Барышня-крестьянка. (А. С. Пушкин).

Некоторые учёные относят оксюморон к тропам.

-4

3.
Фонетические средства выразительности

ЗВУКОПИСЬ - средство выразительности речи, заключающееся в повторении одинаковых или похожих фраз, слов, звуков. Чаще всего этот приём используется в поэтической речи.

Звукопись включает в себя АЛЛИТЕРАЦИЮ, АССОНАНС, ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ.

1. АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение в тексте одного или нескольких согласных звуков. Например: Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чем они шепчут? О чем говорят? (К. Д. Бальмонт).

АССОНАНС - повторение в тексте созвучных или одинаковых гласных звуков. Например: Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела... (Б. Пастернак).

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ — воспроизведение природного звучания, имитация звуков реального мира (свист ветра, шум дождя, мяуканье, хихиканье, тявканье и т.д.). Например:
Птицы прх... прх... вспорхнули. Когда гремел мазурки гром... (А. С. Пушкин).

АЛЛИТЕРАЦИЯ, АССОНАНС, ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ часто используются в соединении. Например:
1)Соединение АЛЛИТЕРАЦИИ и АССОНАНСА: повторение гласных У и согласных Ш:
У наших ушки на макушке, Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки - Французы тут как тут. (М. Ю. Лермонтов).
2)Соединение АЛЛИТЕРАЦИИ и АССОНАНСА: повторение гласных Е и согласных М, Л, Р, С :
Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела... (Б. Пастернак). 3)Соединение АЛЛИТЕРАЦИИ, АССОНАНСА и ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ : повторение гласных О и согласных Ш, Звук Ш передаёт звуки шуршащего камыша: Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чем они шепчут? О чем говорят? (К. Д. Бальмонт). 4)Соединение АЛЛИТЕРАЦИИ и ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ : повторение согласных СТ, Звуки СТ передают звуки перестукивания колёс :
Например:
Колёса поезда мерно стучали: на восток, на восток, на восток...

-5

4.
Лексические средства выразительности

С Лексикой как разделом русского языка и основными смысловыми группами слов мы уже встречались на стр.9. Тема 6.

ВСПОМНИМ.

Слово ЛЕКСИКА пришло в русский язык из греческого языка: «лексис» – слово.

Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.

Русский язык – очень образный, многоплановый язык. Учёные для удобства изучения русского языка разделили все слова на смысловые группы. Эти группы слов тоже используются как изобразительно-выразительные средства русского языка.

Существуют понятия: книжная лексика и разговорная лексика.

Книжная лексика связана с книжными стилями речи, употребляется в художественной, научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах.

Разговорная лексика употребляется в непринуждённой речи, при неофициальных отношениях между собеседниками.

Рассмотрим лексические изобразительно-выразительные средства:

Книжная лексика.

К книжной лексике относится: 1) научная лексика — термины и профессионализмы;
2) высокая лексика — архаизмы, историзмы, неологизмы; 3) слова заимствованные — старославянизмы, англицизмы, американизмы и др.

На основе книжной лексики развиваются книжно-письменные стили речи. Художественный стиль — стиль художественной литературы. Научный стиль — используется в научных текстах. Официально-деловой стиль — используется в деловых отношениях. Публицистический стиль — используется в СМИ (средствах массовой информации): газетах, журналах, телепередачах.

Лексические средства выразительности чаще всего употребляются при использовании художественного и публицистического стилей речи.

  1. Слова высокого стиля ( шествовать, лик, очи).
  2. Разговорная (просторечная) лексика (брести, рожа, гляделки).
  3. Жаргонизмы (дружбан - друг; чел - человек; общага - общежитие).
  4. Устаревшие слова (живот- жизнь; уста - губы; глаголить - говорить).
  5. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дяденька, полюшко).
  6. Диалектизмы — слова, употребляемые жителями только одной местности (козю́ля - змея, голицы - рукавицы, кочет - петух, гай - лес).
  7. Синонимы - слова одной части речи, у них разное звучание и похожее или одинаковое значение (бежать, мчаться; умный, мудрый; бежать, мчаться).
  8. Антонимы - слова одной части речи, имеющие противоположные значения: молодой –старый, умный - глупый, старый, день – ночь.
  9. Омонимы - слова, которые одинаково пишутся и звучат, но имеют разные значения (коса: инструмент и волосы; замок: крепость и запор; ключ: инструмент и источник воды.
  10. Паронимы - однокоренные слова одной части речи, которые похоже звучат и пишутся, но имеют разное значение (скрытый - скрытный, понятный - понятливый).
  11. Фразеологизмы - устойчивые выражения, которые используются в разговорной и письменной речи для передачи определённого смысла или образа (взять за душу — произвести сильное впечатление; держать язык за зубами — хранить тайну, не выдавать секрета, писать как курица лапой).

Существуют также грамматические, словообразовательные и др. средства выразительности русской речи.

Огромный багаж средств языковой выразительности не только делает русский язык поистине великим и могучим, но и показывает нам, как долго он живёт и развивается.
Тысячелетия жизни делает наш русский язык и наш народ, объединённый на основе товарищества и братства, поистине мудрым, душевно богатым и непобедимым.

-6

Задание 3. Практическое освоение темы. Проанализируем текст - стихотворение Ивана Бунина "Розы".

Найдём в стихотворении средства художественной выразительности.

Иван Алексеевич Бунин. Русский писатель, поэт, переводчик. 1870-1953.
Иван Алексеевич Бунин. Русский писатель, поэт, переводчик. 1870-1953.

РОЗЫ

Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись —
Две чаши, полные огня.
В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зеленый знойный сад,
И сена душная истома
Струила сладкий аромат.
Порою, звучный и тяжелый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул… Но пели пчелы,
Звенели мухи — день сиял.
Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых…
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их —
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слезы
Очами, полными огня.

-8

Итак, в тексте стихотворения И. А. Бунина используются следующие средства выразительности:

1.Тропы.

1. Эпитеты: «пламенного дня», «в прохладный сумрак», «зеленый знойный сад», «душная истома», «сладкий аромат», «звучный и тяжелый, ... громовый гул…», «ливней голубых», «в зеркально-зыбком блеске», «головки томные». 2. Метафоры. Олицетворение (вид метафоры) - облака лепились, Глядел зеленый знойный сад, истома струила, день сиял, пробегали потоки ливней, солнце и лазурь мигали, пели пчёлы, млели розы, головки томные клоня, и улыбалися сквозь слезы (имеются в виду капельки дождя) очами, полными огня. Сравнение (вид метафоры) : ««пламенного дня», розы ...- чаши, полные огня», Ливней голубых - метафора-сравнение искрящейся сквозь солнце воды.

2. Стилистические фигуры

Инверсия (нарушение порядка слов): глядел сад, грохотал гул. Многосоюзие: И день сиял, и млели розы. Градация -перечисление событий с эмоциональным усилением и ослаблением.

3.Фонетичекие средства выразительности

Звукопись. Аллитерация: грохотал гул, звенели мухи.

-9

Задание 4. Проанализируй текст - стихотворение С. А. Есенина "Берёза"- самостоятельно.

Найди в стихотворении средства художественной выразительности. Запиши ответы в тетрадь.

Береза

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

-10

Задание 5. Проверь правильность выполненной работы.

В тексте стихотворения С. А. Есенина используются следующие изобразительно-выразительные средства:

1.Тропы.

1) Эпитеты: «белая берёза», «на пушистых ветках», «снежною каймой», «белой бахромой», «в золотом огне», «в сонной тишине», «новым серебром».

2) Метафоры (использование слов в переносном значении):
«горят снежинки», «в золотом огне», «снежною каймой», «белой бахромой»,
Олицетворение (вид метафоры) - «береза принакрылась снегом», «распустились кисти», «заря лениво обходя кругом обсыпает ветки», «стоит береза», «в сонной тишине». Сравнение (вид метафоры) : «снегом, точно серебром».

2. Стилистические фигуры:
Многосоюзие:
И стоит береза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне.

-11

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание.

Обращай внимание на тексты, которые тебе приходится читать, старайся всегда выделять главную мысль текста и чем она подтверждается. Это поможет тебе и в освоении русского языка, и в построении своих выступлений, сообщений перед другими людьми, и в освоении других учебных предметов, и в жизни.

-12

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!

Я буду рада и благодарна Вам.

Поддержать автора. Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.