Фотоотчет с кратким описанием. Начало здесь
Длительность 12 дней, июль-август 2024 г. Протяженность 181 км. Участники: 14 человек и 2 собаки. Средства сплава: байдарки Щука-1 и Щука-3. Техническое описание здесь
Часть 2 (от озера Лимсозеро до Панаярви)
Первое препятствие на Кепе - разрушенный мост в 30 минутах от озера Репаярви.
Река ниже моста:
Еще через 30 минут порог, который в описании назывался «Ряжевый». К сожалению, ни одной ряжевой стенки на подходе не увидели. Четких ориентиров нет. Начало – мелкий перекат на левом повороте, после поворота виден остров в центре.
На фото ключевое место с двумя сливами. Дальше 100-метровая шивера и мелкий шкуродерный выход - река разбивается на отмели на несколько потоков. Проходили с предварительным просмотром. Видео прохождения на Щуке-3.
Ниже порога Ряжевый реку пересекает автомобильная дорога, в описаниях это мост "Кепа 1", с которого чаще всего начинают сплав по Кепе. Это удивительно, так как самые живописные места расположены выше.
Больше до порога Юма препятствий такого уровня нет. Встречаются отдельные шиверы, вносящие разнообразие.
На некоторых ощутимый перепад, может захлестывать валами:
Рассказывать о них их в хронометрическом порядке нет смысла, эта информация приведена в техническом описании.
Характер берегов на всем протяжении этого участка приблизительно такой:
Мест для стоянок мало, "обжитых" стоянок просто нет. Берега в основном сухие и даже ровные, но выходов нет, только бобровые спуски.
Когда готовились к походу, читали об отсутствии стоянок, но представлялось это иначе: болота, кочки, бурелом. Объективно говоря, места неплохие, но выход на берег выглядит так:
Берег подмыт, на кромке воды сразу глубина.
Растительность разная, в основном смешанные леса. Кроме традиционных голубичников и черничников, вдоль реки встречается красная смородина, малина, жимолость. Восхитили огромные папоротники:
Кепа протекает через гигантское болото Юпяужсуо. Болото нигде не подходит напрямую к берегу, всегда есть полоса 100-500 метров сухой земли между рекой и его краем.
В первой трети речного участка, до таблички, извещающей о начала заказника, к реке подходят старые дороги. По ним очень хорошо гулять. Почва песчаная, рельеф интересный.
В низинах встречаются небольшие морошковые болота.
Нам повезло, ягоды как раз поспели, и их было много.
От стоянки на Лимсозере до порога Юма шли три дня (75 км).
Кроме шивер, пришлось преодолеть многолетний завал длиной не менее 100 м. Обнос затруднен - на берегу лежат выброшенные половодьем деревья, дальше бурелом. Протаскивали байдарки по воде. Где-то пропиливали проход, где-то перебрасывали байдарку, стоя на бревнах. Глубина большая, на дно не встать.
Самый серьезный порог на Кепе - Юма. По описанию перепад 12 метров, но кажется, что меньше. Несколько ступеней, мощные бочки. Перед порогом многокилометровый плес.
Стоянки и тропы есть на обоих берегах, на левом - прямо на скале, с видом на порог. На правом - уютная поляна среди елей. Юму мы не проходили, решили обнести.
Дальше до Кеми препятствий нет. Берега становятся низкими, болотистыми, больше травы, кустов и берез. Есть рыбацкие избы на протоках в озера. Начиная с Юмы на реке встречаются моторки.
Кемь - широкая и полноводная, течение ощутимое. Берега болотистые. От Юмы до Панаярви 58 км, прошли за 2,5 ходовых дня. Кажется, мы стояли на единственных стоянках на этом участке, к счастью, никем не занятых. Обе в соснах, на высоких обрывистых берегах.
Первая - в 30 минутах ходу от устья Кепы на левом берегу. На ней устроили дневку. Практически сразу за стоянкой начиналось болото Юпяужсуо. К тому же весь день лил дождь, погулять по окрестностям не удалось.
Один отважный человек дошел до края лесного участка и увидел бескрайние просторы болота. Совершенно без деревьев. Остальные развлекались сбором черники и ловлей рыбы.
Вторая стоянка - на острове Мологосаари. Это единственная "оборудованная" стоянка на нашем маршруте. Столики-лавочки, таблички с названиями городов, каменки для бани. На острове есть возвышенность, несколько болот, в том числе, с морошкой. Есть, где погулять.
От Мологосаари до паромной переправы в Панаярви 2 часа ходу. Река широко разливается, делится на протоки среди многочисленных островов. Отмеченные на карте пороги отсутствовали, но течение заметное, прошли этот отрезок с удовольствием, несмотря на пасмурную погоду.
Уезжали с паромной переправы в Панаярви. Место унылое и плохо пригодное для антистапеля. Вокруг болота с водой, собирать вещи можно только на пятачке дороги у парома.
Несмотря на это, мы умудрились обустроиться, просушить вещи и переночевать, поскольку машина забирала нас в пять часов утра.
Выводы и рекомендации:
- За исключением двух порогов маршрут технической сложности не представляет
- Очень приятные песчаные озера в начале маршрута.
- Чем ниже, тем меньше обжитых мест для стоянок. Практически везде берега сухие, риска ночевать в болоте нет. Болота по берегам начинаются только на Кеми.
- Неоспоримое достоинство – малолюдность.
- Рекомендуем посетить музей на озере Хайколя, предварительно договорившись с Михаилом Степановым.