Найти тему
Мороженые сказки

«С любовью смотрите на нас: мы были как вы, вы будете как мы». Тайны склепов над Красной рекой

Продолжая повествование о древних захоронениях, начало которому послужили статьи на тему славянских курганов

И жальников - средневековых русских кладбищ

Не могу обойти интереснейшую тему, связанную с древними типами захоронений у народов Северного и Центрального Кавказа, получившими широкую известностью своим зловещим названием: Города мертвых. Известно несколько крупных городов мертвых, являющимися ни чем иным как средневековыми кладбищами по типу склеповых могильников: в ущелье Даргавс  (самое крупное, хорошо сохранившееся и известное),  в селениях Джимара, Даллагкау, Махческ, Дзинага и Хазнидон в Дигории Северной Осетии, Цой-Педе в Чеченской республике и Эль- Тюбю (наиболее ранний комплекс) в Кабардино-Балкарии.

Эль-Тюбю самый древний из сохранившихся комплексом. Ориентировочно 11-12 вв. Фото из сети
Эль-Тюбю самый древний из сохранившихся комплексом. Ориентировочно 11-12 вв. Фото из сети

Считается, что обычай хоронить умерших в склепах уходит в глубокую древность и является отголоском персидской зороастрийской религии.  Согласно её учению, всё то, что мертво, оскверняет окружающее. Если труп закопать в землю, то и она будет осквернена. В зороастризме зарывание в землю мёртвых тел считалось одним из самых тяжких преступлений. Как и их сжигание, потому что в этом случае может быть осквернён священный огонь. Аналогично и с водой. Поэтому по зороастрийским канонам покойников хоронили в специально построенных башнях, оставляя тела мумифицироваться на продуваемых ветрами склонах.

Однако, Большинство учёных склоняется к  версии происхождения склеповой культуры из за самих условий жизни в горах Кавказа. Этот район никогда не отличался достатком земли, пригодной для посевов. Тратить и без того скудные клочки плодородной почвы на кладбища было бы верхом неразумия. Да и рытьё глубоких могил в сплошном камне могло стать непосильной задачей.

Цой-Пеле - чеченский город мертвых со сторожевой башней над ним. Фото из сети
Цой-Пеле - чеченский город мертвых со сторожевой башней над ним. Фото из сети

Объединяют все Кавказские города  мертвых склепового типа следующие черты: 

✅ обособленное расположение (никогда их не строили рядом с населенными пунктами);

✅ расположение высоко на крутых склонах гор (всегда более 1000 км над уровнем моря);

✅труднодоступность (по древним преданиям, любого кто из праздного любопытства посетит город мертвых в скором времени ждет неминуемая смерть). 

✅ часто над городами мертвых возвышаются сторожевые башни более поздней постройки, создавая гнетущее ощущение, что из  них кто-то за вами наблюдает, охраняя покой своих предков.

Так же в силу своего расположения города мертвых стоят на 7 ветрах, что вкупе с особым раствором, соединяющим камни, из которых построены склепы, создают ся необходимые условия для естественной мумификации умерших.По всем вышеперечисленным причинам  в городах мертвых не ловит связь, отстают часы и сбоят навигационные приборы. Хотя может просто праздный интерес не нравится духам умерших?

Даргавский город мертвых в Северной Осетии. Фото из сети
Даргавский город мертвых в Северной Осетии. Фото из сети

Именно благодаря раствору, которым скрепляли камни, из которых они были сложены, «Города мёртвых» смогли пережить столетия погодных катаклизмов. Его готовили из сметаны, молока, яиц, а также извести, которую перед этим несколько лет выдерживали в земле. Строительство склепа стоило очень дорого, поэтому было доступно только богатым семьям.

Существовала такая древняя Кавказкая традиция. Если человек чувствовал приближение смерти, то он сам уходил умирать. Для этого он взбирался на склон, где находилась основная часть склепов. Через окошко человек высматривал свободное место в могильнике. Если оно было, то ложился на каменные нары в ожидании смерти. Если мест не было, то сбрасывали просто труп и ложились вместо него.

Останки на полах склепов лежат как правило слоями, накопившимися за века. Фото из сети
Останки на полах склепов лежат как правило слоями, накопившимися за века. Фото из сети

Благодаря окошку в склепе осуществлялась вентиляция, что способствовало естественной мумификации трупов. 

Наиболее масштабный и хорошо сохранившийся город мертвых в Даргавсе над рекой Кизил-дон (красная река).

В Даргавское ущелье осетин загнали татаро-монгольские завоеватели. Именно проигранная  Тамерлану битва и огромное количество убитых в ней окрасило воды местной реки в багрово бурый цвет из-за чего и появилось нынешнее название: Кизил-Дон - Красная река. Земли в горах катастрофически не хватало, приходилось беречь каждую пядь, чтобы вырастить хлеб. Хоронить людей было негде. Поэтому старейшины вынесли решение – каждый род должен построить склеп на малопригодной для жизни горе Рамынырах.

Даргавские могильники разные по размерам и форме, наиболее крупные высотой с трехэтажный дом. Фото из сети
Даргавские могильники разные по размерам и форме, наиболее крупные высотой с трехэтажный дом. Фото из сети

Возникновение склепового некрополя на Кызыл Доне относят ориентировочно  к XIII веку, последние захоронения были сделаны в позапрошлом веке, то есть хоронили в Даргавсском могильнике на протяжении аж целых 700 лет!

На Северном Кавказе это самый обширный и богатый (хорошо сохранившийся) склеповый могильник. Всего в Даргавском некрополе насчитывается 95 склепов. В каждом из них покоятся до нескольких поколений осетин одного рода и с одной фамилией.

Чума в средневековье считалась неизлечимой болезнью и выкашивала целые города. Чумной доктор. Фото из сети
Чума в средневековье считалась неизлечимой болезнью и выкашивала целые города. Чумной доктор. Фото из сети

Невиданное расширение склепового могильника произошло по причине зверствовавшей в средневековье чумы, которая после изучения останков умерших эпидемиологами оказалась холерой. Чтобы не заразить здоровых людей, смертельно больные горцы, сами отправлялись в каменные могилы. Они брали с собой еду и воду, которых хватало максимум на три дня. Поэтому люди внутри склепов часто умирали от истощения, нежели от болезни. Найденные останки в сидящих и скрюченных позах говорят сами за себя.

Но даже страшная болезнь не могла остановить человеческое сострадание и доброту. Соплеменники приносили еду умирающим и оставляли ее на специально сделанных полках. Когда еда оставалась на месте родственники понимали, что человека не стало.

В отверстия в стенах склепов хорошо ли умерших, здесь же оставляли еду для тех кто ушел умирать добровольно. Фото из сети
В отверстия в стенах склепов хорошо ли умерших, здесь же оставляли еду для тех кто ушел умирать добровольно. Фото из сети

Склепы в «Городе мертвых» разные по архитектуре. Большая часть усыпальниц имеет сложную пирамидальную форму и ступенчатые крыши. И этим они очень напоминают Камбоджийские ритуальные сооружения, хотя вероятность заимствования исключена в виду огромного расстояния. Другие - буквально вросли в землю. А некоторые вообще стоят поодаль от остальных.

По форме и размеру усыпальницы можно было  понять, насколько богат был род, которому она принадлежит. Состоятельный и знатный род строил склеп больше и красивее. Наиболее крупные напоминают небольшие башни в 2-3 этажа.  Обязательный элемент древних усыпальниц крыша в форме пирамиды. Бедные фамилии сооружали небольшие приземистые  и незатейливые склепы с плоской крышей. 

Настоящий город над рекой только для мертвых. Фото из сети
Настоящий город над рекой только для мертвых. Фото из сети

Долгое время в народе Считалось, что могильники опасны и содержат «заряд» чумы, благодаря чему и произошло такое великолепное сохранение внутреннего содержимого склепов. Существовало даже поверье: всякий, кто рискнет из любопытства проникнуть в склеп, поплатится за это жизнью. Поэтому местное население обходило некрополь стороной.

В стене каждого склепа есть узкий квадратный лаз. В древности именно через него вносили умершего и укладывали на настил.

Интерес вызывает  и загадка «Города мертвых» в Даргавсе. Самые древние мумии в склепах уложены в ладьи с веслами. И это на высоте около 2 тысяч метров над уровнем моря, где даже самые крупные реки абсолютно не судоходны.

Самые древние из усопших помещены в лодки. Одна из загадок даргавсеого города мертвых. Фото из сети
Самые древние из усопших помещены в лодки. Одна из загадок даргавсеого города мертвых. Фото из сети

Погребение в ладье больше  не встречается среди остальных горских народов. Поневоле напрашивается аналогия с древнегреческой мифической рекой Стикс, через которую Харон переправлял в ладье души умерших людей.

Осетины до сих пор верят в существование таинственной страны мертвых. Её владыкой считают Барастыра. В руку покойника вкладывают монетку. Возможно для того, чтобы он мог заплатить за вход загробный мир.

Так же для ритуала с монеткой были вырыты глубокие колодцы шахты в Городе мертвых. По древнему преданию, если брошенная вниз монетка отзовется звонким эхом, то душа умершего нашла свой покой, если нет, то она бродит поблизости и ждёт избавления.

Северо осетинский город мертвых с высоты птичьего полёта. Фото из сети
Северо осетинский город мертвых с высоты птичьего полёта. Фото из сети

Археологическое исследование Осетинского Города мертвых началось с середины прошлого века. С этого же момента средневековый могильник получил охранный статус. За это время археологических изысканий ученые собрали в даргавском могильнике уникальную коллекцию артефактов. Здесь нашли восточные ткани и табакерки, грузинскую и дагестанскую керамику, русскую и византийскую стеклянную посуду. А сколько ещё предстоят найти. 

Все в Даргавском склеповом могильнике дышит любовью и почитанием ушедших предков (куль предков процветает у народов Кавказа и по сей день). На одном из строений археологам удалось разобрать надпись, которая служит отличным девизом Города мертвых в Даргавсе:

«С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы».

Сейчас Город мертвых в Даргавсе включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и находится под охраной республиканских властей. Путешествие в средневековый город мертвых, несмотря на сложность маршрута, стоит потраченных усилий настолько представляет собой незабываемое зрелище с потрясающей до глубины души  энергетикой.

Город мертвых над Красноц рекой внесено с перечень объектов всемирного наследия БНЕСКО. Фото из сети
Город мертвых над Красноц рекой внесено с перечень объектов всемирного наследия БНЕСКО. Фото из сети

А вы любите путешествия в подобные необычные места или подобный экстрим вам не по душе?

Всегда ваша Морозова 💙

Мои проекты:

Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link

Моя группа В Контакте

https://vk.com/morozova_ja