Приветствую всех заглянувших на огонек любителей всевозможных историй, обрядов и традиций наших древних предков!
Продолжая тему культа предков
И древнеславянских захоронений,
Нельзя обойти стороной пограничную форму между курганами и привычными уже нам кладбищами с интересным, прямо таки ласкающим слух названием, жальники.
Происхождение этого любопытного слова связано со средневековым понятием кладбища на северо-западе Руси ЖА́ЛЬНИКА. Такие захоронения, как правило, включающие грунтовые могилы с небольшими круглыми или овальными насыпями, были обставленны на поверхности по периметру валунами, обозначавших границы отдельных захоронений и жальника в целом. На многих средневековых захоронениях такого типа археологами находятся каменные кресты. Название «жальник», взятое из местных диалектов (в них значение слова правда гораздо шире), восходит к старославянскому «жаль» ‘гробница’ (от праславянского *žal ‘скорбь, горе, печаль’).
Основной ареал распространения жальников охватывает район Чудского и Псковского озёр, бассейн рек Великая на западе, Ловати на юге, Мсты, часть Валдайской возвышенности, притоков верхней Мологи и Шексны на востоке, часть южного Приладожья, бассейн рек Волхов, Луга, Нарва на севере.
Самые ранние из обнаруженных жальников датируются 11 в.,. Однако наибольшее распространение они получили в 13–16 вв. (как правило, поздние жальники были безынвентарные или находки в них не выразительны). Ученые рассматривают явление жальников как эволюцию местных древнеславянских курганов.
С жальниками был связан целый пласт устного народного творчества, обрядов и примет.
Так одна быличка гласит:
«В войну пошли два мужика на наш жальник-то, самую большую сосну пилить. Дак, спилили, значит, а в пару дней старшего на правую сторону парализовало всего. Им и говорят: откупиться надо, от жальника-то. Он, парализованный, на карачках полз до сосен, во все карманы деньги распихал. Потому что самому о таких случаях идти надо, не надо, чтобы вез кто или как. А этот, второй, тоже с ним пошел. Вместе денег в пень насовали, и уполз старшой, а второй ушел сам. А не помогло, меньшого в армию забрали и погиб скоро. Вон, первый до зимы дожил и тоже помер. Так сначала его и на кладбище класть не хотели. Много нагрешил".
Немало странного и загадочного рассказывают об этих жальниках. Обычно они расположены были вне деревень и современных кладбищ. Часто в лесной чаще или труднопроходимых местах. Поэтому не удивительн, что места эти были связаны с обильными рассказами очевидцев о чудесах и мистических происшествиях.
Ядро северо-западной части России, историческая область формирования великорусского населения, наследница Новгородской республики – да, это все о ней, о Новгородской области колыбели и центре захоронений типа жальников. Сто лет назад население этой территории состояло, главным образом, из крестьян. Соответственно, и традиционная крестьянская культура расцветала пышным цветом. Были тут и колдуны с деревенскими ведьмами, веселые ярмарки и святочные гадания, и много чего еще было.
На фоне общей с остальными частями европейской России культуры бытовали здесь и специфические традиции, напрямую связанные только с местной историей. Одна из таких традиций, весьма древняя и загадочная, связана с почитанием жальников. Вплоть до того, что известны случаи, когда люди вместо посещения церквей молились Богу у кучи камней, рядом с которой на сосне висела икона. Называлось то место у деревенских "жальничок".
Для местных жителей Новгородчины жальники были священны. Именно были, потому что за годы советской антирелигиозной пропаганды бережное отношение к святыням почти утрачено. К тому же деревня скаеро-заппдной глубине. неуклонно запустевает. К сегодняшнему дню большинство жальников уничтожены, а те, что остались, забыты и не посещаются поселянами.
По словам историков, еще несколько десятилетий назад, пока было живо дореволюционное поколение, жальник был средоточием религиозной жизни местных общин. На жальники, которые располагались почти при каждой деревне, ходили молиться и справляли там православные праздники.
Под ворохом листьев и зарослями кустов часто лежат десятки овальных камней, длиной от 1 до 1,5 метров. Частотна месте жальников высаживали хвойные породы деревьев (ели и сосны).
Вообще, по внешнему виду жальники более всего напоминают священные рощи язычников. Из-за того, что в священном месте нельзя было рубить деревья, поэтому жальники зарастали со временем огромными соснами. В лесу такие хвойные островки не так видны, а вот на полях заметны, что называется, невооруженным глазом.
Следует заметить, что хвойные деревья считались сакральными у многих северных народов. Например, на кладбищах народа коми до сих пор сажают ели, чтобы душа умершего могла выбраться из могилы по дереву на небо.
Вероятнее всего, жальники были тесно связаны с культом предков. Умершие члены рода почитались заступниками и помощниками живым. Место, где сходятся два мира – наш видимый и загробный невидимый, – и есть жальник.
Вот такие интересные факты скрывают в себе забытые ныне древние захоронения наших за предков.
Всем добра и до новых встреч!
Всегда ваша Морозова💜
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям
Моя группа В Контакте