Недавно наконец прошел Cloudpunk. Определенные впечатления от игры безусловно остались. Впечатления весьма смешанные и до конца действительно не понятно, какие впечатления остаются после игры. Игра реально хорошая, но может быть не достаточно, чтобы платить за нее полную стоимость? Давайте разбираться. Рассмотрим игру не только с точки зрения геймплея и сюжета, но также посмотрим и на историю ее разработки. А после полного рассмотрения выделим уже плюсы и минусы игры для обычного игрока и посмотрим уже стоит ли она своих денег.
Для кого больше подойдет эта статья? Прежде всего для тех, кто заинтересовался в покупке игры, но по тем или иным причинам пока находится в раздумьях. Или же кто-то увидел, что разработчики игры готовят новый проект, постепенно превращая его во вселенную, и заинтересовался первоисточником. Думаю, что данная статья будет интересна не только этим категориям читателей, но все же. Поехали!
История
Игра создавалась немецкой студией ION LANDS (г. Берлин). В студии достаточно много русскоязычных сотрудников - тот же дизайнер уровней Роман Агапов или арт-дизайнер Сергей Мунин. По сути можно сказать, что именно эти люди и сделали в игре все то, за что ее можно хвалить.
Игра создавалась с оглядкой на классику жанра киберпанка. В 1982 году вышел в свет «Blade Runner», снятый по мотивам научно-фантастического романа Филипа Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?». Вот именно на это и опираются авторы игры. Правда... в виду того, что студия не имела в запасе достаточного количества средств, было принято решение уйти в сторону "кубизма", а точнее в воксели - 3д-графику, построенную на основе кубов. Данным приемом пользуются многие. Разработка с использованием вокселей в разы дешевле полноценного 3D. Ведь тут не надо нанимать широкий штат визуализаторов, дизайнеров текстур, аниматоров и пр. Достаточно несколько специалистов под кураторством старшего дизайнера.
Игра вышла 23.04.2020 и довольно длительное время подвергалась различным исправлениям со стороны разработчиков. Первые исправления коснулись различных видов от первого и третьего лица, что пошло игре только на пользу. Расширение под названием "Город призраков" было анонсировано 31.03.2021. Он был выпущен 25.05.2021 и продолжает историю Рании, а также представляет нового главного героя мужского пола по имени Хейс. В DLC представлены уличные гонки, дополнительные возможности настройки HOVA и несколько концовок. По выходу основной игры в 2020м, издания выставили ей весьма смешанные оценки - их уровень варьируется от 4 до 8 из 10 баллов. Этот факт еще раз показывает, что игра весьма для любителя и однозначно сказать может она кому понравиться или нет невозможно.
Сейчас разработчики работают над своей новой игрой, расширяя мир Клаудпанка - Nivalis. Игра обещает быть интересной и разовьет лор игры уже до полноценной одноименной киберпанк вселенной. В будущей игре нам предложат заниматься бизнесом в мире игры, а еще это будет ММО, что весьма забавно. Игра запланирована к выходу весной 2025 года.
Сюжет
Достаточно далекое будущее. Катаклизмы стерли города Земли (в их привычном понимании) со своего лица. Люди, пытаясь выжить начали объединяться в новые агломерации, построенные зачастую на руинах старых. Выживших оказалось достаточно чтобы основать мега-города, которые постепенно начали разрастаться. Из-за того, что в ширину расстраиваться было весьма проблематично, то в первую очередь эти города начали расти вверх, постепенно уходя за облака. Этих городов в мире несколько, но как говорят люди, все они плюс-минус похожи по своему строению, уровню технологий и социальным градациям. В огромных городах и постоянном росте, люди стали больше полагаться на управление ИИ и высокие технологии в целом. Конечно же, такая больше вертикальная структура городов привела еще и к тому, что еще более явным стало социальное расслоение общества и деление на корпорации. Чем выше ваш ранг, тем выше вы живете. Самые низы живут в почти невыносимых условиях непосредственно в близости к воде, где царит смертельный холод и тьма. Жители среднего достатка, а с ними и почти весь криминал находятся выше, но еще до облаков, бесконечно покрывающих Землю. "Сливки" общества обитают уже над облаками и заправляют своими корпорациями. В такой канители в городской среде также появляются различные секты и сообщества лишь отдаленно напоминающие человеческий социум.
Непосредственно сюжет игры повествует о приключениях (или злоключениях) девушки по имени Рания. Она прибыла в мега-город Нивалис с Восточных Островов. У нее достаточно сложная судьба - ее родители вроде как погибли, а из друзей остался только пес Камус. Ну как... остался. Сознание Камуса заключено в цифровом виде, но пока не имеет достойной оболочки, чтобы стать чем-то более похожим на пса. От родителей Рании досталось наследство в виде счетов от долговой службы, которые надо как-то гасить, иначе... страшно даже подумать, что будет иначе...
Имея такой психологический и долговой груз, Рания, прибыв в Нивалис, устраивается водителем-экспедитором (а точнее - курьером) в службу "теневой доставки" Cloudpunk. Это эдакий местный аналог даркнета, только в сфере перевозок. Работать на Клаудпанк достаточно прибыльно (по сравнению с остальными работами в городе), но также и опасно. Ведь основными заказчиками являются всякие мутные личности. Рания ставит перед собой задачу по крайней мере продержаться одну смену, равную одной ночи. А ночи тут весьма длинные...
Геймплей
Давайте перед обсуждением геймплея поговорим о графике, которая и не важна тут и важна одновременно. Не важна она потому что прежде всего разработчик работал на атмосферу. Важна, потому что не всегда понятно кто перед тобой, допустим, стоит - человек или андроид - черты настолько "закубированы", что точно определить небывало сложно. Вроде как и все достаточно понятно, но в то же время слишком упрощенно, чтобы быть понятным на 100%. Создается такое ощущение, что игру в вокселях делали в каком-нибудь RPG in a Box и она еще менее детализирована чем ноарный симулятор детектива Shadows of Doubt. В общем - действительно на любителя.
На первый вид мне игра напомнила довольно древнюю гонку "5 элемент", которую создавали непосредственно по фильму Люка Бессона. В этой гоночке надо было управлять транспортом, подобному такси главного героя фильма - шнырять по трехмерному автопотоку. Все потому, что поток тут идет не только в плоскости, но и высоту, имея многоуровневое строение. И действительно - с первого взгляда кажется, что игра - это аля автосимулятор или гоночный симулятор именно в таких условиях. При чем в начальной миссии Диспетчер достаточно долго будет читать вам лекции о том, что за такой транспорт у вас и как им нужно управлять, что дополнительно вроде как должно акцентировать внимание чисто на машине. Машины тут тащемта называют Х.О.В.А. И вас как начинающего курьера посадят за самый раздолбанный его вариант. Но не отчаивайтесь - машины тут можно незначительно но улучшать и позже вам дадут вполне легальную возможность сменить машину.
Помимо управления транспортом тут также возможно ходить пешком. Для этого достаточно припарковаться на одной из парковок для ХОВА и вы автоматом выйдете из машины и сможете продолжить уже пешее путешествие. Естественно наличие парковок подразумевает, что далеко не в каждом месте вы сможете покинуть автомобиль, что как бы уже ограничивает открытый мир до псевдооткрытого. И ходить и летать на ХОВА можно от двух видов - вида от первого лица и видом от 3го. Правда... в случае пеших прогулок есть стандартный вид от 3го и есть еще один, который больше похож на какой-то платформер - камера улетает не за персонажа а вбок и вы управляете персонажем из данной позиции. На мой взгляд такое решение изрядно портит вопрос погружения игрока, поэтому крайне советую пользоваться только видом от первого лица.
Про погружение я сказал не случайно. Таки игра реально больше визуальная новелла чем что-то еще. Т.е. тут крайне важно ловить ту атмосферу, что вокруг вашей ГГ проистекает. И с атмосферой разработчики действительно постарались и выжали из анимированных вокселей возможный максимум. Бесконечные разноуровневые потоки машин снуют над бездной города, поднимающегося в небеса; люди, роботы и андроиды идут по своим делам по улицам слякотного города; сирены КорпСековских патрулей раздаются по разным закоулкам; по улочкам лениво переваливаются торговцы всяким (в том числе и запретным). И все это под аккомпанемент кибер-эмбиента и неоновые огни большого и бесконечного (как кажется) города. В общем вы достаточно быстро поймете что игра создавалась прежде всего ради атмосферы, чтобы вы не столько чувствовали ее глазами, сколько остальными органами чувств и больше пользовались своим воображением. И только тогда, кстати, когда вы включите воображение, игра и начнет вас сильно удивлять.
Из сторонних активити, помимо бесконечных разговоров с разными персонажами, можно собирать различные предметы и документы на улицах. У персонажа есть свой простенький инвентарь, куда это все будет складываться. Эти предметы по большей части бесполезны. Часть из них вам потребуется по каким-нибудь квестам, часть для обеспечения доступа к различным закоулкам и районам (например электрика и куски пластика, чтобы чинить лифты, флаеры КорпСек для доступа в охраняемые зоны и т.д.). Некоторые документы - своего рода коллектаблс для сдачи особо нервных квестов аля собрать 20 перфокарт для андроида, чтобы она восстановила память. При этом отнесете ей 20 карт, она потребует еще 20 и еще 20 и т.д. Такой себе квест...
По поводу квестов. По сути все квесты идут по одной формуле - лети в точку А - забери там что-то/кого-то - лети в точку В. Не то чтобы все квесты, конечно, но 80% из них точно. Ближе к середине игры вам предоставляют квесты с правом выбора, который повлияет на дальнейшую линейку событий и бывает выбор достаточно тяжелый. Уровня - выбери умрут элиты или бедняки. Но на мой взгляд это расписано не слишком захватывающе. Ну т.е. какая мне разница, если я не успел привязаться и не испытываю никаких чувств ни к зазнавшейся до дебилизма элитке, ни к маргиналам из канализации, которые мутят преступность только потому, что им скучно? Т.е. момент этого выбора не заставляет игрока размышлять с ТЗ морали или исходя из голоса разума. Будут и квесты, которые очевидно затянуты для сюжетной арки и это будет вас раздражать - проверено.
Что касается персонажей. Как сюжетных так и второстепенных. Они проработаны на славу. Прежде всего через диалоги (озвучку) и характеры. С каждым из них у Рании сложатся свои взаимоотношения и свое мнение.
Помимо других активностей в игре вам также будут доступны улучшения своего ХОВА. В большинстве своем чисто визуальные. Также его надо будет периодически ремонтировать и заправлять за кровнозаработанные шекели. Помимо этого можно будет обставлять свою базу-квартирку различной мебелью, которая также не несет никакого особого дополнительного функционала кроме визуальщины. Да и возвращаться в квартирку вы будете крайне редко. Сама концепция игры как бы говорит вам, что тут должно быть хотя бы одно гоночное задание, так? Ну как - ХОВА, город, относительная свобода перемещений и пр. Но нет. На мое удивление - НЕТ. Гоночных заданий тут не будет, если не принимать во внимание срочные доставки по таймеру или "сматывание" от сил КорпСек в одной из миссий (это тащемта было поправлено в DLC). Скучновато.
Итог
---------------
Плюсы
➕ Устойчивая атмосфера киберпанка в облаках.
➕ Достаточно хорошо прописанные диалоги и ключевые персонажи.
➕ Достаточная свобода перемещений.
➕ Много коллекционируемых предметов и ачивок в Steam.
Минусы
➖ Мало активностей. По сути ничего кроме диалогов и небольших манипуляций с тем же ХОВА.
➖ Проблемы персонажей не затягивают. Вам вообще откровенно все равно что будет с тем или иным персонажем, так как не особо успеваете привязаться к нему, а в отдельных случаях думаете "как хорошо, что этот больше не будет мне докучать". Даже одного из персонажей кто останется с вами по итогу больше хочется убить чем жалеть - настолько раздражает.
➖ Минималистичная воксельная графика.
➖ Кучка механик (таких как тот же сбор предметов или их продажа), которые вроде как в игре есть, но никак не используются по полной, а просто присутствуют вроде как для галочки.
---------------
Подводя итог - как я и говорил впечатления от игры весьма двоякие. Вроде бы и годно на пару вечеров, но после прохождения особо не испытываешь этого "ВАУ!"-эффекта, который способны дарить многие игры и далеко не только ААА категории. Сейчас игра стоит около 700 руб. в Steam (около 1100 руб. с дополнением City of Ghosts). И я могу смело сказать, что эта цена завышена как минимум раза в 3-4. Гораздо более адекватной ценой за эту игру было бы не более 250 руб. Так что если хотите поиграть - ждите существенных скидок.
Надеюсь данный обзор формата "Стоит ли?" вам понравился. Поддержите автора лайком и подпиской!