Найти тему

5 жестоких «воспитательных методов» которыми мы до сих пор незаметно травмируем детей. Как сохранить здоровую психику ребенка.

Все мы родом из детства. С жизненным опытом мы все больше понимаем, как важно родителям построить и сохранить с детьми близкие и теплые отношения.

И насколько губительными для психики человека могут оказаться отдельные методы воспитания. Даже спустя годы, когда мы сами стали взрослыми, многие с содроганием вспоминают свое детство, «школьные годы чудесные».

Иногда родители, воспитатели, учителя, возможно сами того не замечая, наносят серьезные психологические травмы детям.
Ученые провели
множество экспериментов, написали много книг, пытаясь понять, как правильно воспитывать малышей, школьников и подростков, чтобы вырастить достойных людей и сохранить их психическое здоровье.

Давайте разбираться, на примере проведенных учеными экспериментов, какие методы воспитания могут навредить нашим детям.

1.Старый добрый игнор или «мама с каменным лицом»


Суть эксперимента в следующем. Детей от полугода до 2-х лет сажали рядом с матерями. Мамы общались с малышами как обычно. А затем делали  «каменное лицо», не выражающее никаких эмоций.

Поначалу малыши пытались «расшевелить» маму, а когда это не удавалось — устраивали истерику. Когда же мамы «возвращались» в свое обычное состояние, начинали улыбаться и разговаривать с детьми, малыши успокаивались.

Эксперимент показывает,
как важно для ребенка эмпатия, любовь и общение с родными и важными взрослыми, как травматично для детской психики игнорирование.

Вспомните себя в детстве. Одно из самых страшных наказаний было игнорирование. Когда мама делала вид, что тебя не существует, не разговаривала, не обращала внимания. Казалось, что лучше бы она ругалась, но только не вела себя так.

И, несмотря на эти воспоминания, многие из нас
продолжают использовать этот жестокий метод при воспитании своих детей.

2. Родительский пример или избиение куклы

Детей от 3-х до 6 лет разделили на 2 группы. В одной группе дети наблюдали, как взрослые собирают конструктор. А в другой группе дети наблюдали, как взрослые бьют и пинают куклу, похожую на неваляшку.

Затем малышам разрешали
некоторое время играть с разными игрушками. Далее, игры резко останавливали, чтобы дети немного расстроились. И обе детские группы заводили в комнату, где был конструктор и кукла. Там им разрешали поиграть.

И дети, которые
наблюдали, как бьют куклу, начинали поступать с ней так же, как и взрослые. Причем мальчики и девочки старались копировать поведение взрослых своего пола.

Из эксперимента сделали вывод, что дети,
наблюдавшие агрессию в своей семье, начинают считать такое поведение нормальным. Если папа бьет маму, или мама кричит на папу, поначалу это пугает ребенка.

А потом,
в глубине детской психики это записывается как допустимое (может не приятное, но допустимое) поведение по отношению к другому человеку. То есть, агрессивному поведению дети обучаются на примере взрослых.

Так и с
физическими наказаниями по отношению к самому ребенку. Если родители бьют, это становится допустимым поведением по отношению человека к себе.

3.Жесткий школьный эксперимент или как учителя и родители навешивают «ярлыки» и провоцируют неравенство

Суть эксперимента. Школьная учительница разделила учеников 3-го класса на голубоглазых и кареглазых. Голубоглазым она сказала, что они гораздо умнее и талантливее, и за это  они будут получать добавку к обеду.

Учительница их
хвалила, ставила в пример, выделяла из общего числа учеников. А кареглазых детей пересадила на задние парты и выдала им черные воротнички. А также им было запрещено пить воду из фонтанчика.

В итоге
голубоглазые дети стали считать себя лучше других. Они стали лучше учиться,  старались обидеть и задеть кареглазых, показывая свое превосходство.

У кареглазых детей понизилась успеваемость, они перестали стараться, им стало трудно решать простые задачи.

Но через некоторое время,
учительница сказала, что ошиблась. И что на самом деле — это кареглазые более умные и талантливые. И поменяла привилегии местами.

Тут уж
кареглазые ученики воспряли духом и стали обижать поникших голубоглазых.

Через несколько дней учительница
объяснила ученикам, что они все умные и талантливые. А это был эксперимент, чтобы показать им, как опасна идея превосходства по какому-то признаку.

Вам ничего этот эксперимент
не напоминает об отношении к детям в наших школах?

Когда
учителя делят учеников на троечников и отличников, когда подчеркивают «глупость» одних и «умность» других, усиливая враждебность между ними.

Как
навешивание «ярлыков» обрушивает самооценку, снижает стремление учеников к учебе и провоцирует ненависть к школе.

-2

4. Верить ли собственным глазам или черная и белая пирамидки


Советские ученые провели исследование. Они поставили на стол 2 пирамидки — черную и белую. Возле столика посадили 3-х детей и сказали, что они играют, и отвечая на вопрос о цвете пирамидок, нужно говорить, что они обе белые.

Потом
приглашали за стол 4-го ребенка. Далее у всех спрашивали, какого цвета пирамидки. Дети говорили, что пирамидки белые и взрослый хвалил их за правильный ответ. Мнение четвертого ребенка спрашивали самым последним.

В
большинстве случаев, ребенок, который не был в курсе игры, также давал ответ, что обе пирамидки белые. Хотя он видел, что одна из них черная. Позже ребенок рассказывал, что он сомневался в том, что видит.

Однако
были и дети, которые несмотря на мнение большинства говорили, что одна белая, а вторая черная.

Эксперимент ярко  показал, что
более послушные дети, старающиеся угодить взрослым, менее уверены в себе. Они боятся выражать свое мнение, не доверяют себе, следуют за мнением большинства.

Чтобы
вырастить ребенка, который доверяет себе, имеет собственное мнение, способен мыслить критически, а не слепо следовать за большинством, нужно не «передавить» воспитанием.

Важно
видеть в ребенке личность, позволять ему высказывать свое мнение, отличное от вашего, и устанавливать разумные границы, не перегибая палку со строгостью.

5. Конкуренция между детьми или как поссорить единомышленников


22-х мальчиков, не знакомых друг с другом, отправили в лагерь на природе. Там их поделили на 2 команды.  Каждая команда сплотилась, выбрала название и сформировала правила.

Потом командам сказали, что
они будут соревноваться за призы. Ребята начали конкурировать, враждовать, оскорблять участников другой команды. Случилось несколько драк.

Далее
ученые создали в лагере проблему с водой. И чтобы решить ее, ребятам нужно было починить водопровод, отремонтировать грузовик. Команды вынуждены были сотрудничать друг с другом.

Общие
трудности сблизили участников команд, помогли разрешить конфликты и наладить дружеские отношения.

Так ученые доказали, что даже
единомышленники, поставленные в условия соперничества и конкуренции могут стать врагами. А общие трудности и цели способны примирить даже непримиримых соперников.

Поэтому, когда
родители заставляют детей конкурировать за свою любовь и внимание (старших и младших), за право получить что-то, то провоцируют враждебность.

В то время как
общее занятие (даже общее наказание, когда не понятно кто прав), сближает и примиряет детей между собой.

Детские
психологи советуют родителям не создавать искусственную конкуренцию между детьми, если в этом нет сильной необходимости.

А
как вы воспитываете своих детей? Какие методы считаете правильными? Делитесь своим мнением в комментариях.

Спасибо за интерес к моим статьям. Подписывайтесь на канал и вы первыми будете узнавать о новых публикациях.

Читайте еще на канале: