Мы все желаем своим детям и внукам самого хорошего: чтобы они выросли здоровыми, успешными, счастливыми. Но воспитание — долгий и трудный процесс, а мы не «железные» люди.
Мы живем свою жизнь, справляемся с неудачами, трудностями, плохим самочувствием, разочарованием. И чтобы хоть как-то облегчить себе «процесс воспитания» и оградить детей от опасностей, родители, бабушки, дедушки многое просто запрещают.
Некоторые запреты, которые оберегают жизнь и здоровье детей, действительно необходимы. А некоторые — могут принести вред формированию личности.
Давайте разбираться, какие родительские запреты могут «травмировать» ребенка.
1.Не запрещайте задавать «глупые» вопросы
Наши дети познают мир и бесконечно задают вопросы, которые взрослых могут утомлять, раздражать, казаться «глупыми». Но малыши относятся к родным взрослым с безграничным доверием, как к божествам, которые знают все на свете.
Поэтому, не стоит думать, что ребенок хочет вывести вас из себя (а вы так устали на работе). Попробуйте вместо раздражения на очередной вопрос сказать ребенку: «А ты сам как думаешь?».
Эта фраза не только избавит вас от необходимости отвечать на бесконечное «почему». Но и поможет развитию творческого мышления у ребенка. Он начнет придумывать варианты, самостоятельно рассуждать. Этот навык очень пригодится ему в жизни.
2.Не запрещайте проявлять самостоятельность
Дети очень интересуются всеми аспектами жизни, хотят быть самостоятельными, как только у них появляется такая возможность. Они с большим удовольствием играют с кастрюлями, маминой косметикой вместо купленных им игрушек.
Ребенок стремится делать то же, что и мама, папа или бабушка: мыть посуду, кормить кошку, складывать вещи. Конечно, маме быстрее это сделать самой, потому что ребенок вряд ли сделает это хорошо.
Но лишая его возможности делать, пусть не идеально, мы лишаем ребенка возможности научиться новому, проявлять инициативу. И у него в дальнейшем пропадет мотивация делать что-то самому, если мама и бабушка запрещают или недовольны его неуклюжими попытками.
3. Не запрещайте жадничать
Нередко в песочнице можно наблюдать, когда мама или бабушка «уговаривает» малыша поделиться своей игрушкой с другим ребенком, «стыдят» за то, что он отказывается.
Но сами взрослые так не делают. Они не делятся своими вещами с соседями или даже родственниками. И у ребенка возникает непонимание: взрослые так не делают. А он должен поступать так, как не хочет, чтобы быть «хорошим».
Это не значит, что нужно растить «жадину». В такой ситуации можно предложить ребенку поделиться. Но если он не хочет — не настаивать. Так малыш поймет, что он может сам распоряжаться своими вещами и принимать решения.
4.Не запрещайте ходить по лужам, пачкаться, набивать синяки и шишки
Когда ребенок ковыряется в песке, падает, пачкается, он узнает границы этого мира. Начинает чувствовать новые ощущения, осознавать риск и опасность. И это опыт, который учит его быть осторожнее.
Стараясь, чтобы ребенок был всегда чистым, ограждая его от любых мелких неприятностей, мы можем вырастить «мимозу в ботаническом саду», то есть человека, который боится нового, не проявляет инициативу, ждет идеальных условий и одобрения своих действий.
5. Не запрещайте высказывать свое мнение
Попробуйте спрашивать у ребенка, что он думает, что хочет. Ребенок должен иметь право сказать «нет». Малыш, который рос в атмосфере, где его мнение учитывали, разрешали выражать свои потребности и желания вырастает цельной личностью с адекватно-высокой самооценкой.
Это не значит, что нужно во всем потакать и идти у ребенка на поводу.
Разрешить выражать свое мнение — это когда мама решила приготовить завтрак и спрашивает, что ребенок хочет из доступных вариантов: сырники, сосиски или омлет.
И ребенок может выбрать, чувствует себя важным и нужным человеком, чье решение имеет значение.
6. Не запрещайте испытывать негативные эмоции
Взрослых раздражают и пугают бурные детские эмоции. Вспомните сцену в магазине, когда «невоспитанный» ребенок орет возле кассы, требуя что-то купить.
Дети такие же люди, они так же испытывают злость, зависть, обиду. Только не умеют это прятать, в отличие от взрослых.
Тут важно понимать, и объяснять ребенку, что любые эмоции нам важны. Злиться — нормально. Плакать — нормально.
Злость показывает, что малышу что-то не нравится. Зависть —что он хочет иметь то же, что есть у другого. Обида — что надо разбираться в отношениях с другим человеком.
И родителям важно научить ребенка форме, в которой приемлемо выражать свои эмоции (и негативные, и позитивные), чтобы быть принятым в обществе. Научить ребенка договариваться.
А самим родителям спокойно переносить «процесс обучения по выражению эмоций». Потому что не все будет получаться с первого раза. И это тоже — нормально.
7. Не запрещайте иметь личные секреты
У детей, как и у взрослых есть свои секреты. У маленьких — маленькие. А чем больше взрослеет ребенок, тем больше секретов у него появляется. Это — естественный процесс взросления и отделения от родителей.
Не стоит излишне «контролировать» и вторгаться в личное пространство ребенка. Лучшее, что могут сделать родители —это строить с ним теплые и доверительные отношения. И тогда некоторыми своими секретами он с вами поделится.
А если строгие родители будут жестко контролировать ребенка, не доверять ему, то он все равно найдет способы скрыть то, что хочет. Но вот доверие к родителям будет разрушено.
Фундамент личности наших детей формируется до 7 лет. Не случайно во многих культурах воспитанию маленьких детей (до 5-7 лет) уделяется много внимания. Ведь то, что заложено в раннем детстве останется с нами на всю жизнь.
И если родители стараются выстраивать с ребенком гармоничные, любящие и уважительные отношения, у них обязательно получается! А если возникают трудности — всегда можно обратиться за помощью к детскому психологу.
Спасибо за интерес к моим статьям. Подписывайтесь на канал и вы первыми будете узнавать о новых публикациях.