("Первая дуэль", Une affaire d'honneur, 2023, Франция)
Похвальное это дело: равняться в своём режиссёрском творчестве на титана Ридли Скотта. Тем паче, если режиссура для тебя, скорее, хобби, чем профессия - как для известного французского актёра Венсана Переса.
И вдвойне похвально, когда ты берёшь равнение... на незнакомого массовому зрителю Ридли Скотта! А конкретно - аж на его ДЕБЮТНЫЙ фильм 1977 года "Дуэлянты" с Китом Кэррадайном и Харви Кейтелем.
Конечно, Венсан может отрицать, что источником его вдохновения при создании "Une affaire d'honneur" стали именно ридли-скоттские "The Duellists". Однако духовное родство этих картин, пусть и снятых с разницей в 46 лет, унюхивается невооружённым носом.
Прежде всего картина Переса - такой же увлекательный и подробный альманах разных видов дуэлей, имевших место во Франции в 19 веке; у Скотта это его начало, период Наполеоновских войн, а у Переса - 1880-е, Третья Французская республика.
Во-вторых, само фехтование и перестрелки на дуэлях показаны напряженно и захватывающе. Так, что даже смахивают на "этот... как его... рыализьм!" (© Лёлик).
Впрочем, тут я сужу чисто умозрительно, ибо не специалист. Но в комментариях к обзору на "Дуэлянтов" знатоки, помнится, утверждали: да, Ридли смоделировал историческое фехтование достаточно правдоподобно.
И, в-третьих: в обеих лентах на передний план выведена тема всё-таки не защиты чести, а одержимости местью. Так сказать, её круговорота в человеческой вражде. Разве что у Скотта мрачности больше, а у Переса меньше, поскольку у него на сцене сражаются не два угрюмых, а несколько разнообразных героев. Палитра отношений между которыми тоже богаче: они то мстители, то ответчики за свою месть, то свидетели других разборок, то сентиментальные романтики, то коварные интриганы.
Кстати, российское прокатное название "Une affaire d'honneur" не "Дело чести", а "Первая дуэль", тоже похоже на реверанс Ридли Скотту. Только не "Дуэлянтам", а его "Последней дуэли". Вышло забавно, ведь сюжет "последней" датирован 1380-ми годами, а "первая" состоялась аккурат на 500 лет позже.
Центральный персонаж у Переса - учитель фехтования Клеман Лаказ (Р. Зем), награждённый за свои таланты и опыт званием Мастер Клинка. Что он доказывает уже в первой сцене, где они с чемпионом Испании устраивают публичный турнир "Чья школа круче". Ну а мы, зрители, имеем возможность сразу в полной мере оценить режиссёрскую и операторскую работу. По динамичной и отточенной постановке местного "вжик-вжик-вжик, уноси готовенького".
Однако не все поединки (массовых баталий тут нет, ясен финт) в "Первой дуэли" будут спортивными, но вы и сами уже это поняли по её названию.
Так уж вышло, что племянник Лаказа Адриан угодил в пренеприятную историю. По вине своего чрезмерного молодецкого гонора однажды он оскорбил не абы кого, а матёрого вояку, полковника Бешера (сам В. Перес). Который владел шпагами, саблями и прочим оружием явно лучше своего обидчика. Поэтому Бешер пригласил его на свежий воздух размяться, позвенеть острой сталью и заодно выяснить, на того ли "наехал" Адриан со своими невежливыми претензиями.
Вышло, мягко говоря, даже чересчур поучительно. Так, что сам Лаказ отринул своё профессиональное хладнокровие и вызвал Бешера на ответную дуэль. При том, что Мастеру Клинка драться на "клинках" было запрещено, но стороны обошли этот запрет.
Вышло, мягко говоря, так, что лучше не спойлерить.
Скажу лишь, что из-за этого Лаказ разос... поругался с ещё одним влиятельным парижанином Массо́й. Который тоже бросил ему вызов... И снова хитровыгнутый Мастер обогнул запрет: взял и выставил вместо себя на поединок... гиперактивную дамочку Мари-Роз (Дория Тилье). Борчиху (борцуху?) за права французских женщин, которая уже вызывала унижавшего её Массу́ позвенеть шпагами, но он тогда над ней лишь посмеялся.
Что ж, теперь пусть готовится прикусить свой длинный язык! Тем более, что тренировать Мари-Роз взялся сам Лаказ. Благо у неё уже был опыт занятий в женской секции фехтования, и отнюдь не поварёшками да вязальными спицами...
***
В общем, замечательная, насыщенная яркими, остросюжетными событиями и просто красивая историческая драма. Для абсолютно любого зрителя, отпраздновавшего своё 18-летие.
Так что, если вы смотрели "Дуэлянтов" и вам понравилось - смело хватайте "Первую дуэль" и получайте аналогичное удовольствие. Или, наоборот, если вам приглянулась картина Переса, но вы ещё не знакомы с дебютником Скотта - ищите его на просторах Интернета (есть в оцифрованном виде с неплохим дубляжом) и "догоняйтесь".
Короче, куда ни кинь, везде не клин, а сплошные зрительские радости - и ничего кроме них.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):