В начале сентября Минэкономразвития опубликовало новый макроэкономический прогноз, многие данные которого существенно отличаются от данных прежнего апрельского прогноза.
Именно прогноз Минэка является наиболее важным на фоне всех прочих, потому что это, по сути, не прогноз, а план - на его данные ориентируются при составлении бюджета (что как раз сейчас уже начинает происходить).
Я уже делал обзор данного прогноза, и усомнился в части его показателей, а также сделал общий вывод, что этот план-прогноз проинфляционный (как сказали бы в ЦБ). Там же описаны все основные параметры прогноза, скопирую сюда только общую таблицу, чтобы долго не повторяться.
Постепенно свои комментарии к видению перспектив российской экономики Минэком стали высказывать разные аналитики из СМИ, и во многом их мнения сошлись с моим.
В частности, как, например, пишет "МК", "новый макропрогноз от Минэкономразвития сочли недостаточно правдоподобным, вопросы вызывают показатели по инфляции и курсу доллара".
Несмотря на то, что прогноз по инфляции существенно повышен (например, на конец текущего года стоит показатель 7,3%, что на 2,2% выше апрельского варианта), аналитики посчитали и это значение нереальным (в чем я совершенно с ними согласен). А еще более нереальным они видят курс доллара, прогнозное значение которого, наоборот, заметно снижено: с 94,7 рублей до 91,2 рубля на конец года. Также само описание таких показателей во многом совпадает с моим (в плане того, что если что-то растет, это еще не значит, что становится лучше, может быть и наоборот).
Вот, например, как комментирует прогноз Минэка аналитик "Альфа-Форекс" Александр Шнейдерман:
В макростатистике от Минэкомразвития бросается в глаза большая разница между апрельским и сентябрьским прогнозами. Спрашивается, за счет чего промпроизводство увеличится аж на 4%, вместо прежних 2,5%? Скорее всего, это связано с дополнительными вливаниями, в том числе государственными, в обрабатывающий сектор. Компании, занятые в исполнении гособоронзаказа, могут себе позволить работать на полную мощность с извлечением максимума прибыли. Тогда как многие другие предприятия едва сводят концы с концами, поскольку серьезно ограничены в росте из-за сверхдорогого кредитования.
Если говорить о доходах населения, апрельское значение превышено практически на два процентных пункта. Это вроде бы хорошо, но ситуация обусловлена тотальным кадровым голодом и огромной конкуренцией среди работодателей за персонал. В то же время рост зарплат не всегда коррелирует с наращиванием производства и реальной прибылью компаний, и это тревожный сигнал. Что касается статистики по экспорту-импорту, значения могли быть выше на десятки процентов, поскольку до сих пор не решена проблема с международными расчетами: так, китайские банки «заворачивают» до 80% операций из России.
А вот мнение ведущего эксперта Центра политических технологий, экономист Никита Масленников, он вообще отмечатет, что исходя из прогнозных показателей, в России наблюдается "сильное макроэкономическое заболевание" - разрыв между ростом зарплат и производительности труда, что неизбежно разгоняет инфляцию:
С одной стороны, прогноз Минэкономразвития отвечает реальным тенденциям, с другой - вызывает ряд вопросов. У нас пока сохраняется перегрев экономики, о чем свидетельствует слабое охлаждение потребительского спроса. При этом у нас достаточно высокая годовая инфляция – на уровне 8,94% по состоянию на 16 сентября. В целом с показателем роста ВВП в 3,9% по текущему году можно согласиться, кстати, тут нет явных разногласий с прогнозом ЦБ в 3,5-4%. Совсем другое дело – инфляция, которую разгоняют и будут разгонять очень мощные факторы: это и наблюдаемое подорожание импортной продукции из-за проблем с трансграничными расчетами, это и ослабление курса рубля в августе и сентябре (что рано или поздно транслируется во внутренние цены), это и предсказуемо более низкий, чем в прошлом году, урожай зерновых, это и предновогодний разогрев потребительского спроса. Соответственно, уровень потребительских цен по итогам года точно будет выше прогноза Минэкономразвития.
Не впечатляет и цифра 7,8%, на которую, предположительно, вырастут инвестиции в основной капитал. По итогам первого полугодия они прибавили 10,9%, то есть, деловая активность идет на спад. И вряд ли ее будет стимулировать федеральный инвестиционный налоговый вычет. А самое неприятное в том, что в январе-июне сальдированный финансовый результат (объем прибыли, очищенной от налогов) оказался на 5,8% ниже, чем за аналогичный период 2023-го. Абсолютно не радует и растущий разрыв между темпами роста заработных плат и производительности труда, чреватый дополнительным ускорением инфляции. Это показатель очень сильного макроэкономического заболевания.
Что касается динамики курса доллара, наиболее реалистичным видится коридор 92-94. Говоря о 91,2 руб. за доллар, Минэкономразвития исходило из предпосылки, что ситуация с международными платежами нормализуется к концу года. Но пока просвета не видно. Не позволяет согласиться с сентябрьским прогнозом и текущая динамика цен на нефть. Спрос на мировых рынках не растет, среднегодовая цена будет ниже $80 за баррель, негативно отражаясь на торговом и платежном балансе российской внешней торговли и, соответственно, курсе рубля. Апрельский прогноз Минэка явно был более правдоподобен.
Повторю, что именно на основе данного прогноза сейчас будут принимать бюджет на следующий год, и заодно - на 2026-2027 (но эти потом в любом случае изменят).
А ориентация на нереалистичные показатели при принятии бюджета - не есть хорошо и грозит превышением реального дефицита над плановым.
Ну вот, например, в прогнозе Минэкономразвития на этот год заложили среднюю цену российской нефти 71,3 доллара за баррель. А на таком уровне и чуть выше она была в лучшем случае 2-3 месяца из прошедших и вряд ли будет еще до конца года. Изначально нереалистичный прогноз приведет к недобору нефтегазовых доходов, который нужно будет компенсировать чем-то другим (ростом других доходов или сокращением расходов).
Нереалистичные прогнозы по инфляции так же приводят к нереалистичным планам расходной части бюджета: запланируют, исходя из низкой инфляции, по факту она будет выше - значит, расходы придется или повышать, или сокращать.
На курс долллара вообще ориентируются все ключевые статьи бюджета, и его заниженность тоже приведет к искажениям.
То же самое касается показателей экспорта, импорта, производства и других моментов, от которых рассчитывают налоговые поступления в бюджет.
Стремление продемонстрировать прогноз в духе "У нас все хорошо, а будет еще лучше" у Минэкономразвития, конечно, понятно, но одно дело просто говорить об этом, а другое - жить и строить экономику по таким данным, "вызывающим вопросы", как мягко выразились СМИ.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.