Несколько дней назад 46 срочников из Тапа отправились сдавать экзамен по теории, но по результатам экзамена их всех отправили на пересдачу.
"Это был большой шок для меня, не знаю теперь, как быть дальше – 46 человек шли на экзамен и никто не сдал. Я послал официальный запрос в Транспортный департамент. Там ответили: автошкола плохо подготовила учеников и плохо их учила. Но такого, чтобы все провалились, – такого в истории никогда не было!" – сказал владелец Тапаской автошколы и член правления Союза автошкол Неэме Кюльмаллик.
Оказалось, что будущие водители не смогли сдать экзамен по теории вождения после того, комиссия стала использовать новые вопросы и визуальное оформление.
В больнице назвали самый опасный способ езды на электросамокате >>
В Союзе автошкол обрушились с критикой на Департамент транспорта. Там признали, что в некоторых вопросах используются иллюстрации с несуществующими в Эстонии перекрестками, и призвали тех, кто считает, что с ними поступили несправедливо, подать апелляцию.
Проблемный лототрон
Систему, о которой идет речь, в департаменте называют лототроном. Вопросы в нее заносились вручную.
"Всего в системе у нас 1200 вопросов, именно столько было заказано в результате конкурса, некоторые из них были отбракованы ранее, они в лототрон не попали. Но тут нужно иметь в виду, что в этой системе тысяча вопросов, а ответы вбивал человек. У нас было девять случаев, когда при занесении вопросов в систему был перепутан ответ либо использовалась не та иллюстрация. В одном из случаев был вопрос на эстонском языке, а вот ответы к нему были на русском", – рассказал директор службы дорожного движения Департамента транспорта Йоэль Йессе.
Главные изменения, которые случились в 2024 году, – за вопросы для экзамена отвечает теперь не одна группа экспертов, а сразу несколько. Авторы вопросов заявляют, что автошколам нужно тщательнее готовить учеников к экзамену по теории.
"С 2019-го по сегодняшний день перед экзаменом можно было зайти в приложение, заучить все вопросы и пойти как дрессированная обезьянка на экзамен – прочтешь вопрос и понимаешь, какой ответ давать", – объяснил исполнительный директор Teooria.ee Яко Рентер.
Кто и как проверяет здоровье латвийских водителей >>
Другая экспертная компания Liikluslab, которая позиционирует себя лидером рынка, отвергает любые упреки в качестве теоретических вопросов.
"Нас много раз проверял департамент, у нас учились чиновники Транспортного департамента. И никогда никаких претензий к нам не было, что якобы что-то делали не так. Вот эта заезженная пластинка начинает надоедать", – возмутился основатель Liikluslab.ee Юрий Эсс.
По его оценке, конкуренты из Teooria.ee оказались довольно слабой фирмой и проигрывают борьбу на рынке из-за своей некомпетентности.
Изменится ли ситуация в части экспертных вопросов – покажет время. Но уже сейчас представители автошкол настаивают на том, что покинуть работу следует некомпетентным чиновникам, а не участникам этой отрасли.