Когда-то здесь находилась самая первая улица Москвы – Великая, чудом сохранилось белокаменное основание Китайгородской стены и помещения со сводчатыми потолками, построенные ещё в 16 веке при Елене Глинской. Они были найдены археологами при строительстве парка «Зарядье»:
Сейчас в этом подземном пространстве создан археологический музей и проводятся выставки современного искусства:
Недавно здесь открылась выставка «Меньшов/Москва – 85/45». Она приурочена к двум юбилеям: 17 сентября замечательный режиссёр В.В. Меньшов отметил бы своё 85-летие. А самый главный фильм Владимира Валентиновича – «Москва слезам не верит» – отметил недавно своё 45-летие.
Под мелодию Сергея Никитина мы знакомимся с рабочими материалами к культовому фильму: костюмами, эскизами художников, съёмочным реквизитом. Эти замечательные экспонаты предоставил для выставки «Мосфильм».
Тот самый самовар, который Гоша, помогая старушке, вносил в вагон электрички:
Телевизор «Ленинград» из сцен в профессорской квартире. Чемодан и книги из сцены переезда Катерины и Людмилы в высотный дом на площади Восстания.
Тот самый плед, которым Гоша на пикнике бережно укрыл Катерину, отдыхающую в шезлонге:
И тот самый шезлонг. Гитара тоже с пикника.
Кстати, на роль Кати Тихомировой нужна была актриса лет тридцати, чтобы она могла сыграть и 20-летнюю, и в роли 40-летней выглядеть убедительно. Владимир Меньшов приглашал на эту роль Маргариту Терехову и Ирину Купченко. Но они отказались. В итоге роль досталась жене режиссёра, Вере Алентовой, которая уже не очень подходила для этой роли по возрасту, однако прекрасно с ней справилась.
Практически идеально сохранились платья трёх главных героинь:
Синее платье в полоску Катерина надела в тот день, когда они с Людмилой проводили Тихомировых на курорт и переехали в профессорскую квартиру:
В оранжевом платье с цветком Людмила принимала в этой квартире гостей:
Платье в клеточку, в котором ходила располневшая Антонина:
Будильники Катерины. Первый она заводит в два часа ночи, закончив заниматься, и в слезах засыпает – на этом заканчивается первая серия фильма. Вторая серия начинается – спустя 20 лет – со звона второго будильника:
Эскизы костюмов художницы Жанны Мелконян:
Во второй витрине выставки показано оборудование съёмочной площадки - кинокамеры, осветительные приборы, хлопушка:
Здесь же пригласительные на первую премьеру, первые пробы возрастного грима Катерины, а также режиссёрский сценарий – оригинальная документация хранились в личном архиве режиссёра и была предоставлена для выставки его семьёй.
Плакаты и афиши на разных языках:
Эскизы художника-постановщика фильма Саида Меняльщикова:
История фильма удивительна. Это не был заказ. Меньшов часто говорил, что он просто снимал такой фильм, который с удовольствием посмотрел бы сам. А ещё это был рассказ о своей жизни, он снимал фильм о себе. В одном из интервью он так и сказал: «Катя Тихомирова – это я». Поэтому фильм и вышел такой искренний, честный. Его создатели никак не ждали оглушительного успеха. Но в результате получилась «энциклопедия русской жизни», которая получила к тому же и зарубежное признание: «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Выставка продлится до 13 октября 2024.