Есть мнение, в бездне – в мрачных глубинах океана – скрываются чудовища, способные угрожать залитому светом миру поверхности. Это поэтичное мнение, далёкое, однако, от действительности. Чудовища в глубинах действительно есть, – гигантские кальмары, хотя бы. Но в реальности поверхность грозит глубинам, а не наоборот. На гигантских головоногих охотятся кашалоты.
Хотя и не только они. В статье о гигантских кальмарах отмечалось, что наиболее удивительной из недавно ставших известными науке особенностью этих животных оказалась их очень высокая численность. Гигантские кальмары образуют огромную биомассу. Господствовавшее же ранее представление о редкости кракенов оказалось связано исключительно с тем, что последние почти никогда не встречаются на глубинах менее 1000 метров… И почему, собственно?
Потому что, относительно массовые хищные китообразные – современные касатки в том числе, но причину следует искать, скорее, в тактико-технических характеристиках древних видов, – имеют максимальную глубину погружения 1200 метров. Может, конечно, показаться, что касатка – маленький кит. Но кальмару – хватит. Он, хоть и гигантский, но весит полтонны. Касатка – до 8 тонн...
...Соответственно, достают кальмаров на их территории только специализированные виды «верхних» хищников. Долгое время считалось, что рекорд глубины погружения принадлежит кашалотам. Основанием же для такого вывода стала находка кита, запутавшегося в кабеле на глубине 2000 метров. Очевидно, кабель был принят кашалотом за щупальце кальмара, схватив же его зубами, хищник умудрился просунуть нижнюю челюсть между грунтом и кабелем. Потом не смог освободить её и утонул. Это очень печальная история.
Продолжение же история изучения приключений китообразных в глубинах получала по мере развития технологий. К животным стали крепить маяки, отслеживая их перемещения в том числе и по вертикали. И результат наблюдений оказался для кашалотов намного печальнее всех подводных кабелей. Собственно, их вертикальная маневренность оказалась отнюдь не выдающейся.
Обошли кашалотов с чувствительным отрывом (2388 против 2200 метров), внезапно, даже не другие киты, а ластоногие. Оказалось, что в глубинах охотятся морские слоны. Ещё раньше было известно, что тюлени ныряют глубже дельфинов – до 600 метров. Но морские слоны – удивили.
Абсолютный же рекорд глубины погружения – 2992 метра, – как оказалось, всё-таки, принадлежит китообразным – клюворылам. Это малоизвестные и малоизученные киты длиной до 7 метров, встречающиеся лишь в дали от берегов над большими глубинами. Теперь ясно, почему именно там.
...Возникает, естественно, вопрос, зачем клюворылам и морским слонам нырять на такие глубины? Но это простой вопрос. Понятно, что тюлени (4-тонный морской слон – настоящий тюлень) не охотятся, видимо, на самых гигантских кальмаров... Но не самых гигантски, в глубинах ещё и больше. Да и самым гигантским кальмарам тоже нужно на кого-то охотиться. Океанские глубины не так-то пусты, – в них скрывается и добыча среднего, посильного для небольших китообразных и ластоногих размера.
И тем не менее, – зачем погружаться в бездну? Разве у поверхности меньше рыбы?
Больше. Но её труднее поймать. На малых глубинах температура воды выше, больше кислорода, можно использовать зрение – рыба так просто не дастся даже дельфину. Тем более, относительно медлительному морскому слону.
На глубине же холод и дефицит кислорода делает холоднокровную добычу очень вялой. А к тому же ещё и слепой. Наличие сонара (у морского слона он есть, хотя и примитивный) обеспечивает млекопитающим подавляющее превосходство.