Найти в Дзене
МУЖСКИЕ МЫСЛИ

Психологический портрет в живописи: «Тоска» — картина, полная эмоций

Оглавление

Saudade: Как бразильский художник предвосхитил эпоху сторис и грустных эмодзи, или почему «Тоска» Жуниора — это самый древний спойлер ваших расставаний в мессенджерах

Если бы Instagram существовал в 1899 году, героиня картины Жозе Ферраса де Алмейда Жуниора наверняка бы выложила сторис с хэштегом #Тоска. Вместо письма — экран смартфона, вместо окна — фильтр «ностальгия», а вместо фотографии любимого — скриншот переписки. Но нет — перед нами холст размером с двуспальную кровать (197×101 см, если вам вдруг захочется воспроизвести шедевр в гостиной). Художник, словно бразильский Каспар Давид Фридрих, взял масло, кисти и нарисовал универсальный мем о любви на расстоянии. Искусствоведы в восторге, а мы — тем более.

«Тоска» (Saudade) — произведение бразильского художника Жозе Ферраса де Алмейда Жуниора, созданное в 1899 году.

Размеры: 197 × 101 см.

Материал: холст, масло.

Сюжет: на картине изображена молодая женщина, которая тоскует, читая письмо, пришедшее издалека.

Местонахождение: Пинакотека Сан-Паулу, Бразилия.

По мнению некоторых искусствоведов, «Тоска» является примером психологического портрета в живописи, в котором художник мастерски передаёт эмоции и переживания героини.
«Тоска» (Saudade) — произведение бразильского художника Жозе Ферраса де Алмейда Жуниора, созданное в 1899 году. Размеры: 197 × 101 см. Материал: холст, масло. Сюжет: на картине изображена молодая женщина, которая тоскует, читая письмо, пришедшее издалека. Местонахождение: Пинакотека Сан-Паулу, Бразилия. По мнению некоторых искусствоведов, «Тоска» является примером психологического портрета в живописи, в котором художник мастерски передаёт эмоции и переживания героини.

Сюжет: Когда «увидемся» затянулось на век

Девушка у окна. Письмо. Фотография. Платок, который явно видел больше слез, чем подружка невесты на свадьбе. Это не описание трейлера новой мелодрамы от Netflix, а сюжет «Тоски» — картины, которая могла бы стать саундтреком к любому расставанию. Художник ловит момент, когда героиня, кажется, вот-вот напишет в чат: «Ты где???» (три вопросительных знака обязательны). Но вместо этого она стискивает губы, словно пытаясь удержать внутри крик: «Почему он не онлайн уже три часа?!»

Цвета: Зеленый = грусть, красный = ярость?

Палитра Жуниора — это как настроение вашего Spotify в октябре: глубокие зеленые тона (цвет надежды, которая тает), алые акценты (ярость от неотвеченных сообщений) и мрачный платок (символ того, что «все сложно»). Если бы картина звучала, это был бы трек Билла Айлиш на повторе. А еще — мастерская игра с реализмом: складки на платье прорисованы так, будто художник лично гладил его утюгом с паром.

Психологический портрет или предсказание Tinder?

Искусствоведы называют «Тоску» эталоном психологического портрета. Но давайте честно: Жуниор просто описал 90% девушек после просмотра «Дневника памяти». Его героиня — прабабушка всех, кто листает ленту в 3 часа ночи, гадая, «с кем это он сейчас». Художник словно говорит: «Дорогой зритель, если ты думаешь, что смс изменили правила игры, — ошибаешься. Тоска вечна, как и плохой интернет в метро».

Современный взгляд: Где бы висеть «Тоске» сегодня?

Представьте: картина в золотой раме на фоне NFT-арта с летающими котиками. Контраст? Да. Но именно так «Тоска» заиграла бы новыми красками. Ее можно было бы продать как метафору цифрового одиночества или использовать в рекламе приложения для медитаций. А еще — сделать мемом: «Когда он читает сообщение, но не отвечает» (подпись: «Жуниор, 1899»).

Философский бонус: Искусство как зеркало души (и чатов)

«Тоска» напоминает: технологии меняются, но эмоции — нет. Письмо сменилось смс, фотография — аватаркой, а платок — кружкой с надписью «Не трогай, я в депрессии». Но суть та же: мы все ждем, страдаем и надеемся. Жуниор, не зная о будущих смайликах, нарисовал эмодзи грусти маслом. И в этом его гений.

Так что в следующий раз, когда будете листать переписку в ожидании ответа, вспомните: бразильский художник уже все про вас знал. И сочувствует. Но хотя бы его героиня не ставила лайки бывшему в соцсетях… Или ставила? Это уже тема для следующей статьи.

Материалы по теме

Танец на холсте: «Танцовщица» Ганса Хассентойфеля как воплощение движения и эмоций
Мужские Мысли24 сентября 2024