Еще один дом-дворец стоит на Пречистенке вплотную к зданию бывшей усадьбы Долгоруковых, о которой я рассказывал вчера.
В москвоведении он известен как особняк Ивана Абрамовича Морозова – по имени последнего своего владельца. Но история его традиционно уходит корнями намного глубже и сама она много богаче.
Впрочем, обо всем по порядку. Обязательно дочитайте статью до конца!
Эта усадьба образовалась путем слияния нескольких отдельных участков. Одним из них, начиная с последней четверти восемнадцатого века, владел поручик лейб-гвардии Семеновского полка Алексей Андреевич Всеволожский. В 1817 году его участок приобрел декабрист, член «Союза благоденствия» Алексей Алексеевич Тучков, чтобы присовокупить к усадьбе, что досталась ему от батюшки.
Усадебный дом Тучковых…
…Был выстроен на основе каменных палат восемнадцатого века
Прежде они принадлежали генерал-майору Степану Александровичу Талызину, его жене Татьяне Семеновне и сыну Александру Степановичу, к слову сказать – крестнику генерал-фельдмаршала Суворова.
Выйдя в отставку, Степан Александрович решил заняться предпринимательством. Однако он был хорошим воином, но плохим бизнесменом. Брался то за один прожект, то за другой, но каждый раз терпел фиаско. Да еще и жить любил на широкую ногу, тратя порой больше, чем зарабатывал. В итоге оставил после себя лишь дом на Пречистенке и крупные долги.
В пожаре 1812 года практически вся Пречистенка выгорела, но усадьба Тучковых чудом уцелела.
Собственно, отец Алексея Алексеевича, приобретя владение Талызиных, перестроил дом, устроив в нем галерею для своей живописной коллекции. И создал уникальное верхнее освещение, которым восхищались все, кто бывал в его доме.
На протяжении девятнадцатого века усадьба сменила довольно много владельцев. Одними из них были отставной поручик, литератор-любитель, скульптор и архитектор Сергей Павлович Потемкин с женой Елизаветой Петровной, урожденной Трубецкой – посаженной матерью со стороны жениха на свадьбе Пушкина и Гончаровой. И которой Александр Сергеевич посвятил небольшой экспромт:
«Когда Потемкину в потемках
Я на Пречистенке найду,
То пусть с Булгариным в потомках
Меня поставят наряду»
Кстати, в то время, когда усадьбой владели Потемкины, ее посещал поэт и прозаик, декабрист Федор Николаевич Глинка.
Но по большей части своим нынешним обликом усадебный дом обязан Анне Петровне Мартыновой – жене брата того самого Мартынова, что стрелялся с Лермонтовым. При ней дом в 1871 году перестроили по проекту Петра Сантиновича Кампиони, придав ему вид в стиле эклектики с явными признаками барокко. А в 1872-м внутренней перестройкой дома занимался гениальный зодчий Александр Степанович Каминский.
(9 фото)
В 1889 году имение досталось потомственному почетному гражданину, купцу, директору правления Товарищества Тверской мануфактуры и члену совета Коммерческого банка Давиду Абрамовичу Морозову. А в 1899 году…
…Усадьба перешла в руки Ивана Абрамовича Морозова
Того самого купца, благотворителя и коллекционера, владельца богатейшего собрания шедевров европейских классиков живописи, чье имя и по сей день связано с усадьбой неразрывно.
В 1890-х годах усадебный дом еще раз незначительно перестроили по проекту архитектора Михаила Илларионовича Никифорова. А в 1905 году его реконструировал под музей знаменитый гений модерна Лев Николаевич Кекушев, которому и Пречистенка, и Остоженка обязаны множеством своих архитектурных драгоценностей.
В итоге дворец на Пречистенке по отзывам современников превратился в образцовый музей. Первый этаж отвели под работы русских живописцев: Левитана, Васнецова, Жуковского, Константина Коровина… Отдельная комната посвящалась творениям Михаила Врубеля.
Второй этаж – под произведения Моне, Пикассо, Сезанна, Ван Гога, Гогена и многих других. Кстати, его высоту увеличили до шести метров, убрав антресоли.
В ходе работ со стен и потолков анфилады комнат сняли вычурный лепной декор, а сами стены обтянули жемчужно-зеленой тканью. Прежние интерьеры девятнадцатого века решили сохранить лишь в Белом и Дубовом залах (последний служил столовой). Оформили в стиле псевдобарокко и кабинет Морозова.
На крыше устроили световой фонарь, а…
…Одну из просторных комнат Иван Абрамович заказал сделать несгораемой
Ее устроили наподобие гигантского несгораемого шкафа, чтобы в ней в случае пожара можно было укрыть всю уникальную коллекцию. С толстыми стенами, бетонным потолком и тяжелыми дверями.
Собственно, свою роль комната сыграла в 1920-х годах. Правда, тогда в ней устроили хранилище рукописей Льва Николаевича Толстого.
После революции дом вместе со всей коллекцией национализировали, создав на ее основе Второй Музей новой западной живописи. А Ивана Абрамовича Морозова оставили при том музее заместителем директора и хранителем. Правда, спустя два года, в 1919-м он все же покинул Россию вслед за своей семьей.
В 1929 году здание в очередной раз реконструировали, работами теперь заведовал архитектор Сергей Михайлович Калугин. Под его руководством в музее устроили новый выставочный зал.
(7 фото)
Позднее музей закрыли, картины же разделили между Пушкинским музеем на Волхонке и Эрмитажем.
А начиная с 1948 года здесь расположился Президиум Академии художеств СССР, позднее преобразованной в Российскую академию художеств.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!