Найти тему
Несбывшиеся мечты

Является ли ‘Африка’ расовым оскорблением и следует ли переименовать континент?

Континенту дали название европейские исследователи, а не африканцы. Ipsumpix/ Corbis Historical/ Getty Images
Континенту дали название европейские исследователи, а не африканцы. Ipsumpix/ Corbis Historical/ Getty Images

Стоит ли называть людей африканского происхождения чернокожими, или само разделение по цвету кожи — это расистская практика? А как насчёт самого названия Африки? Можно ли считать его расовым оскорблением, ведь оно было дано европейскими колонизаторами и связано скорее с климатом, чем с самими жителями? Может ли быть, что континенту нужно новое название, свободное от исторического наследия эксплуатации?

Кто назвал Африку и что означает это название?

Существует множество лингвистических источников, объясняющих происхождение слов, и это касается и названия "Африка". В основе его этимологии лежат древнегреческие и латинские корни. По одной из версий, "Африка" происходит от греческого aprikē, что означает "без холода", а в латыни – от aprica, означающего "солнечный". Древние римляне использовали это слово для обозначения северной части континента. Позже, с приходом европейских торговцев и колонизаторов в XV веке, это название распространилось на весь континент. Люди часто называют места и народы, с которыми впервые сталкиваются, чтобы их идентифицировать. Однако, как показывает история, такие названия нередко оказываются обидными. Например, древние греки, встречая жителей Восточной Африки, называли их "эфиопами" (Aithiops), что переводится как "обожжённое лицо". Иногда названия даны не с целью оскорбления, а скорее из-за пренебрежения к местной культуре, как в случае с "Африкой", обозначающей климат, или "Южной Африкой", ссылающейся лишь на географию, игнорируя историю, достижения и самих людей.

Является ли название Африка расовым оскорблением?

Названия играют важную роль в том, как люди осмысливают мир и окружающие их явления, и в этом смысле они выполняют полезную функцию. Однако проблема возникает, когда имена используются в качестве инструмента для угнетения, как это происходило в эпоху рабства, колониализма и расистских режимов, таких как апартеид. Примером этого служит слово "эфиопы", которое изначально обозначало народ на континенте, известном как "солнечный" или "без холода", но со временем приобрело значение "обожженные солнцем лица", что отсылает к идее выжженной или обугленной кожи. Этот образ лег в основу расистской классификации людей по цвету кожи, которую активно развивали в некоторых европейских университетах XVIII-XIX веков, особенно в Германии. Людей стали делить на "черных", "красных", "желтых" и "белых", причем последний цвет считался символом чистоты и совершенства, в отличие от остальных. Этот процесс легитимизировал расовую иерархию, служившую оправданием рабства и колониальной эксплуатации.

Некоторые ученые полагают, что переименование целого континента — необходимый шаг в борьбе с исторической несправедливостью, когда название использовалось как инструмент унижения. Страны, такие как Замбия (ранее Северная Родезия), Зимбабве (бывшая Южная Родезия), Буркина-Фасо (прежняя Верхняя Вольта) и Гана (Золотой Берег), уже сменили свои колониальные названия после обретения независимости, поскольку те символизировали угнетение и отрицание их культурных достижений. Эти ученые настаивают на том, что и сам континент Африка заслуживает переименования, учитывая связь его нынешнего названия с терминами, которые веками служили основой для расовой сегрегации, апартеида и угнетения африканских народов по всему миру. В исследовательской работе они предложили новое название, например, "Анаезия", что в переводе с игбо означает "земля происхождения". Это название символизирует Африку как прародину человечества и отражает её ключевую роль в развитии мировой цивилизации.