Найти тему
Minsknews.by

Единственная защита от фейков — образование. Как не стать жертвой информационных манипуляций

Оглавление

Каким образом информационная война перешла в новую стадию и почему всегда побеждают правда и объективность, обсудили в «Вечернем политическом канале» на «Радио-Минск» журналист Издательского дома «Беларусь сегодня» Людмила Гладкая и ведущие программы Кирилл Казаков и Алёна Родовская. Подробности беседы — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

⚡️ПОБЕДИМ! Противостояние словом и делом. Новости политики в Беларуси и мире || Итоги недели

Технологии войны

Алёна Родовская: — Правильно говорят, что информационная война — это практически то же самое, что атомная. Информация имеет огромную разрушительную силу, ее можно использовать как средство в достижении любых целей.

Кирилл Казаков: — Давайте вспомним самый свежий инфоповод — взрывающиеся пейджеры в Ливане. Как с этим жить? Не знаю, как сейчас объяснить, что, допустим, мобильный телефон безопасен.

Людмила Гладкая: Никак. Я уже перестала удивляться. Рассматривать это надо с точки зрения объективности. Как можно относиться к тому, что вот так взрывают в том числе мирных людей.

Алёна Родовская: — У нас же поголовная цифровизация.

Кирилл Казаков: — Думаю, после этих событий мы проснулись в совершенно ином мире.

Алёна Родовская: — Это уже не информационная война, а технологическая. Если тебя убивает твое электронное устройство, когда кто-то нажал на кнопочку, даже не находясь при этом в стране.

Кирилл Казаков: — Раньше мы выбирали между комфортом и безопасностью. Понимали, что нас могут прослушивать, даже просматривать, но это удобно. Теперь стоит вопрос не соотношения комфорта и информационной безопасности, а вопрос безопасности физической.

Свои и не свои

Алёна Родовская: — На форуме современной журналистики «Вся Россия — 2024» в Сочи обсуждали «своих и не своих» в информационном поле. Было очень интересно послушать мнения журналистов-международников, которые не первый год работают в зоне проведения специальной военной операции. Сложность ситуации в том, что, если ты приехал из страны — члена НАТО в Россию и честно освещаешь происходящее там, не факт, что сможешь вернуться.

Кирилл Казаков: — Я думаю, если человек прибывает в Россию освещать СВО, то он четко обозначает собственную позицию для властей своей страны, таким образом становясь врагом. При этом на Западе всегда требуют, чтобы мы оставались объективными. Там же этого нет совсем. Когда их журналистика потеряла понятие объективности?

Людмила Гладкая: — Сколько помню, западные средства массовой информации никогда не были такими. Почему мы раньше смотрели BBC и CNN? Нам это казалось чем-то новым, свежим, оттуда успешно забрасывали конфетки в ярких обертках. Нас приучили, что лучшая одежда и техника на Западе, и со СМИ было так же. Но почему? Наши делают прекрасные вещи, продукты, при этом безопасные. Нас обманули, и мы, как доверчивые люди, за этим пошли, а сейчас начали разбираться.

Победа правды

Людмила Гладкая: — Беглые уверяют, что они что-то решают, но на самом деле все переговоры идут с официальным Минском. Люди в Европе не дураки и прекрасно понимают, кто принимает решения. И мы сейчас видим, что даже те экстремистские каналы, которые наиболее активно давили на нас в 2020 году, сейчас переключились на Россию.

Кирилл Казаков: — Всегда говорят, что, пока Россия держится, Беларусь точно не опрокинуть. В России можно не сомневаться — ее сейчас очень сложно раскачать. Недавно обнародовали новые факты о попытке госпереворота, и постройневший в тюрьме Зенкович рассказывал, что они шли к классическому военному перевороту с убийством руководителя. Таких переворотов в мире, особенно в Латинской Америке, были десятки. Еще прозвучало, что Зенкович гражданин Соединенных Штатов Америки, и посольство США сразу же от этого открестилось.

Людмила Гладкая: Оцените уровень самоуверенности этих людей. Один с диагнозом «шизофрения» планировал стать руководителем КГБ, другие военный переворот готовили и были абсолютно уверены, что у них все получится.

Кирилл Казаков: — Свадебные ведущие хотели возглавить телеканалы. Я называю эти события мятежом свадебных ведущих. Они все еще собираются вместе, пьют, и у них разыгрывается фантазия. Мы все когда-то с ними пересекались, закрывали глаза на их слабости. Теперь же они выставляют их за сильные стороны, а мы продолжаем прекрасно жить без этих лиц.

Алёна Родовская: — Помните, в 2020-м они диктовали информационную повестку, наполняли эфир негативом, а мы бежали за ними, ждали официальных подтверждений? Будто не успевали за всем. Не нужно сейчас бояться такой ситуации — времени ожидания подтверждения или опровержения. Государственные СМИ выиграли тот этап информационной войны, потому что опирались на официальные сведения. Постепенно случился перевес, и люди поняли, что на наших ресурсах они получат правду. Мы победили, так как ее говорили.

Кирилл Казаков: — Заместитель главы Администрации Президента отметил, что поток правдивой информации сегодня должен быть постоянным. Расслабляться рано, и многие вехи информационной войны еще впереди.

Цензура — это естественно. Единственная защита от фейковой информации — образование, чаще всего классическое. Оно основано на книгах, которые проходят редколлегию — это совокупность людей. Редакция в любой газете, на радио и телевидении не что иное, как цензура, помогающая перепроверить факты, чтобы человек получал достоверную информацию. В Telegram-канале можно по сто раз изменить пост и манипулировать фактами, поэтому цензура нужна.