Большинство современных людей никогда не нанимали носильщиков. На самом деле, подавляющее большинство людей, скорее всего, даже не помнит, кто такие носильщики. Носильщики — это люди, которых нанимали специально для того, чтобы переносить грузы в эпоху до изобретения тракторов, автомобилей и грузовиков. Почти каждая крупная историческая экспедиция, от передвижения армий до исследовательских походов, сопровождалась армиями носильщиков, которые выполняли малопочетную работу, следуя за основными силами с полными руками вещей.
Носильщики работали за небольшую плату и часто были местными жителями. Их часто плохо обращались, оскорбляли, били, и они обычно первыми оставались позади, если что-то шло не так. Но без этих людей некоторые из величайших деятелей истории никогда бы не смогли достичь своих успехов. От завоевателей, таких как Наполеон, до исследователей, таких как Генри Мортон Стэнли (который однажды снарядил одну из своих экспедиций не менее чем 192 носильщиками), мало кто смог бы добиться успеха без обычных людей, выполнявших рутинные задачи. Носильщики работали повсюду, и их использовали даже во время Второй мировой войны, где местные носильщики играли важную роль, помогая армиям перемещать важные грузы в отдалённых театрах боевых действий, таких как Новая Гвинея.
Несмотря на их вклад в науку, исследования и военное дело, носильщики редко упоминаются в истории. И это печально. Многие из этих людей терпели ужасные условия, много работали и улучшали жизнь других.
Носильщиков нанимали десятками, а то и сотнями, чтобы они несли грузы и имущество различных экспедиций. Они таскали всё: от еды и воды до чувствительных научных приборов, таких как секстанты, хронометры и барометры. Носильщики выстраивались в длинные линии и были вынуждены ходить в любых условиях — от леденящего холода до палящего зноя. Они носили мешки с продовольствием в горы и спускали бочки с водой по крутым оврагам. В районах, пораженных постоянными заболеваниями, носильщиков часто заставляли нести больных на носилках или в гамаках. Представьте себе, что нужно пройти сотни миль, неся на себе человека, пораженного малярией или брюшным тифом.
Однако носильщики были не просто «человеческими вьючными животными». Они также выступали в роли поваров, проводников и переводчиков. Местный носильщик, знающий ландшафт и местных жителей, мог оказаться неоценимым благодаря своему личному опыту или опыту участия в предыдущих экспедициях.
Читая историю, люди часто принимают как должное, что для долгих экспедиций требовались тысячи фунтов припасов и материалов. Чтобы исследователь мог находиться в поле неделями или месяцами, ему необходимо было взять с собой пищу и воду для десятков людей, чтобы поддерживать их день за днём. Без носильщиков, таскающих все это, экспедиции прекратились бы через несколько дней после того, как закончилась еда и вода.
Несмотря на их вклад в важные исторические события, носильщиков в значительной степени забыли. Поскольку их использовали в больших количествах и принимали как должное, их имена редко записывались и никогда не признавались.
Тем не менее, у носильщиков была плохая репутация по ряду причин. Из-за плохих условий и низкой оплаты многие носильщики были склонны к побегу или дезертирству. Во многих случаях носильщики просто бросали свои вещи и исчезали в дикой природе, когда руководители экспедиции засыпали. Носильщики также были склонны к мелким кражам и дракам между собой. В одной экспедиции, в поисках истоков Нила, Джону Спику приходилось почти ежедневно разнимать физические ссоры и драки между недовольными носильщиками. Такое поведение считалось неизбежной частью работы, так как носильщики были необходимостью в то время.
В 18 и 19 веках все знали о носильщиках. В конце 20 и начале 21 века это уже не так. Постепенно носильщиков заменили современные технологии: автомобили, грузовики, внедорожники и поезда. До появления дорог единственным способом перевозить вещи на большие расстояния было использование силы рук. Сейчас, если вы отправляетесь в экспедицию, скорее всего, вы снарядите прочный внедорожник. Внедорожник может перевозить удивительно большое количество припасов. Развитие местных дорожных и железнодорожных сетей также значительно упростило доступ к конечному пункту назначения. В прошлом люди начинали путь, вероятно, от побережья, порта или ближайшей железнодорожной станции, которая могла быть в сотнях миль от конечного пункта назначения, без дорог между ними.
Хотя искусство носильщиков практически утеряно, можно привести несколько современных примеров. В одном из случаев Human Rights Watch выявила крупномасштабные злоупотребления носильщиками со стороны военных Мьянмы. Мьянма (ранее Бирма) на протяжении многих лет охвачена гражданской войной и этническими конфликтами. Армию обвинили в использовании заключенных и местных жителей для переноса грузов, включая боеприпасы, для армии. Более 1200 таких носильщиков использовались армией Мьянмы более десяти лет назад, и этих людей использовали как живые щиты и приманку для врагов.
Отчет гласит:
«Военные используют носильщиков в качестве живых щитов, чтобы привлечь огонь противника, наткнуться на мины или оказаться первыми под огнём в засаде... Гражданские лица покидают этот район, чтобы не попасть в носильщики... [Эти] носильщики получают мало еды и никакой медицинской помощи».
В таких местах, как Мьянма, где инфраструктура слаба, а местность труднопроходима, носильщиков до сих пор используют, и они по-прежнему подвергаются жестокому обращению.
Читать о самых известных людях в истории и их великих делах интересно и увлекательно. Однако также важно иногда остановиться и вспомнить обычных людей, которых история редко упоминает. Великие люди никогда не добиваются успеха без больших групп обычных людей, которые делают всё возможное и упорно трудятся. Мы никогда не узнаем имён тысяч носильщиков, которые трудились в прошлом, но мы знаем, к чему привел их труд. Носильщики часто были людьми на периферии общества: незамеченными, обделёнными и бедными. Но они все же смогли двигать историю вперед, просто проявив готовность работать и присоединиться к людям и силам, которые считали себя куда более великими, чем те, кто носил их багаж.
И это достойно восхищения. Это стоит помнить.