Найти тему

От Эрмитажа до Парадного плаца и Пушкина вокруг Екатерининского дворца в Царском Селе

Оглавление
Все фото автора
Все фото автора

Здравствуйте все, кто заглянул на мой канал! Сегодня я Вам расскажу о заключительной части нашей экскурсии в Царское Село, после того как мы осмотрели внутри Екатерининский дворец. Если не читали о Янтарной комнате и многом другом внутри дворца – заходите по этой ссылке. Итак, в прошлый раз мы остановились, спускаясь со второго этажа по боковой лестнице в северной части Большого Екатерининского дворца.

Фото автора
Фото автора

История разрушений и реставрации

Спустившись, мы оказываемся в длинном коридоре, который ведет нас на выход, а на стенах этого коридора размещены стенды с фотографиями и рассказами о том, во что превратили нацисты этот дворец во время Великой Отечественной войны и о многолетней кропотливой его реставрации сотрудниками музея-заповедника «Царское Село». Я не буду все это пересказывать, многие моменты я уже упоминал в прошлых публикациях, посмотрите сами, если есть желание, на эти фотографии.

Выходим из дворца

Выйдя из дворца, мы слышим звуки музыки духового оркестра, музыканты которого одеты в форму, похожую на военную форму XIX века, вот только играли они не того времени музыку, это была мелодия «Маруся» из замечательной комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Получилось, конечно, забавно! Только какое отношение это имеет к Царскому Селу? Особенно радостно все это смотрели и слушали туристы из Китая, а также других «дружественных» стран, видимо, на них это больше и рассчитано.

Фото автора
Фото автора

Ну ладно, сыграли хорошо и настроение даже немного подняли, несмотря на один не очень приятный момент в этой организованной экскурсии. После того, как мы вышли из дворца, экскурсовод нам объявила, что у нас есть всего 20 минут на самостоятельный осмотр достопримечательностей окрестностей, а ровно через это время наш автобус будет отъезжать от того места, где нас и высадил. Ну что ж, пришлось немного побегать, в прямом смысле этого слова, чтобы хоть что-то еще увидеть и заснять за это время. Вот я и побежал в сторону Эрмитажа, окинув еще раз взглядом Екатерининский дворец снаружи.

Фото автора
Фото автора

По пути в Эрмитаж

Напомню тем, кто не читал мою первую статью об этой экскурсии, что перед творением Франческо Бартоломео Растрелли – Большим Екатерининским дворцом, еще раньше, но тоже в XVIII веке, был разбит большой регулярный парк, в котором все насаждения от деревьев и кустарников до травы и цветов, высажены и подстрижены, как по линейке. Вот по центральной аллее этого парка от дворца, проскочив между двух Зеркальных прудов, я и двигаюсь дальше, делая иногда короткие остановки. Уж очень хотелось посмотреть еще одно творение Растрелли – Эрмитаж.

Фото автора
Фото автора

На пересечении с одной из перпендикулярных аллей я приостанавливаюсь и вижу с двух сторон на отдельных площадках по одной аллегорической скульптуре в античном стиле. Справа – это скульптурная аллегория «Любовь к Родине», а за ней вдалеке виднеется сооружение, тоже авторства Растрелли, под названием «Грот», но до него я точно не успею добежать. А слева – скульптурная аллегория «Мудрость, попирающая порок».

Хорошие названия! Бежим дальше! А дальше мы пересекаем по небольшому арочному мостику Рыбный канал. Он был прорыт для подпитки Большого пруда в 20-е годы XVIII века, а название такое получил, потому что планировалось в нем разводить рыбу для царского стола, но с рыбой тогда, насколько я знаю, не получилось, вода была в канале не проточная. Не знаю, как сейчас с рыбой, но утки в нем плавают. А вот мост, как и другие мостики через этот канал, был сооружен в 70-е годы того же века по проекту архитектора Василия Ивановича Неелова.

Двигаемся дальше. Уже подходя к Эрмитажу, я немного притормаживаю, так как на пути, в центре дорожки, встречается еще одно небольшое, но интересное сооружение из камня – это «Чаша с львами». Для чего, кем и когда здесь была установлена эта чаша с симпатичными кошачьими мордами на ножках, удерживающих чашу – я так пока и не выяснил. Ну что ж, идем дальше.

Фото автора
Фото автора

Эрмитаж

Ну вот мы и приближаемся к первой промежуточной точке моего «забега» – Эрмитажу! А пока я буду обходить это сооружение по кругу и показывать соответствующие фотографии, немного о нем и расскажу. Эрмитаж, в переводе с французского означает «место уединения», «уединенный уголок» или что-то в этом роде. Именно для различных увеселительных собраний императрицы Елизаветы Петровны в узком кругу ее приближенных и был построен этот Эрмитаж.

Чаще всего слуги, обслуживающие гостей императрицы, не видели – кто приходил сюда, так как внутри Эрмитажа были оборудованы механизмы для подъема и спуска сервированных столов с первого на второй этаж, где и собирались гости. Первоначально механизмы, для перемещения столов и доставки еды и напитков, были очень громоздкими и приводились в движение с помощью двенадцати солдат, в 40-е годы XIX века их заменили на более современные, для того времени, конечно. Но они, насколько я понял, и сейчас работают.

Фото автора
Фото автора

А строить Эрмитаж начали, также как и Большой дворец, в начале 40-х годов XVIII века. И архитекторы, конечно, были те же: Михаил Земцов, Андрей Квасов и Савва Чевакинский, а достраивал и перестраивал на свой вкус уже в начале 50-х годов тоже все тот же Растрелли. Ну и конечно, кроме уже упомянутых знаменитых фамилий, в строительстве, отделке и украшении Эрмитажа принимало участие немало и других талантливых (знаменитых и не очень) архитекторов, скульпторов, лепщиков, мастеров каменщиков и т.д.

Вокруг этого уединенного дворца был прорыт ров, наполненный водой, а через него перекинуты мосты с подъемными механизмами, сейчас уже мосты стационарные, правда, один из двух мостов сейчас, видимо на реставрации, а второй вполне себе симпатично смотрится с мраморной балюстрадой. Из-за нехватки воды, в 70-е годы того же XVIII века канал вокруг павильона засыпали, но в 2006 году вновь раскопали и устроили его по старинным гравюрам, однако, на момент нашего посещения воды во рву не было.

От Эрмитажа к Золотым воротам и парадному фасаду дворца

Обойдя быстренько Эрмитаж, теперь мы в быстром темпе передвигаемся к выходу из Екатерининского парка, по пути перед выходом из парка нас вновь сопровождает музыка, только теперь это флейта, на которой мужчина что-то исполняет, останавливаться я не стал, поэтому, что он играл – я так и не понял.

Фото автора
Фото автора

Затем я вновь прохожу под аркой, соединяющей Большой дворец со зданием Царскосельского лицея, в котором когда-то учился А.С. Пушкин. Забегая вперед, скажу, памятник ему в Лицейском садике мы тоже увидим.

Фото автора
Фото автора

Дальше мой путь лежит с внешней стороны вдоль полукруглого одноэтажного корпуса, называемого еще циркумференцией, который ограничивает с севера Парадный плац перед Большим Екатерининским дворцом. А по пути я встречаю памятник тому самому создателю этого дворца – Бартоломео Франческо Растрелли. Этот бронзовый бюст на постаменте из красного гранита был установлен здесь в 1991 году.

Оббежав вокруг половину Парадного плаца дворца, я все-таки успеваю увидеть и запечатлеть главные – Золотые ворота между двумя частями циркумференций, а затем и главный фасад Большого Екатерининского дворца. Давно мечтал увидеть этот дворец, ну вот и сбылась мечта…

Без Пушкина уезжать нельзя

Быстренько засняв все, что смог через решетку ворот, бегу обратно в сторону стоянки автобуса, которая за оградой Лицейского садика, но пробегая мимо Лицейского садика, я не мог не увидеть памятник самому знаменитому лицеисту, в честь которого этот город с 1937 года и называется – Пушкину. Конечно, я забежал к нему, сидящему на скамье в задумчивой позе с 15 октября 1900 года, именно тогда и был открыт памятник Александру Сергеевичу работы скульптора Роберта Романовича Баха. А заложен он был в день столетия поэта годом раньше. В начале Великой Отечественной войны его аккуратно сняли с пьедестала и закопали тут же в саду, а уже в мае 1945 года он снова занял свое законное место.

Ну вот и все, возвращаемся в Санкт-Петербург, хотя город Пушкин административно является частью Петербурга, но мы направляемся на автобусе обратно к Казанскому собору, откуда я и начал этот свой рассказ. Еще пару слов про «организованные» экскурсии. По программе на обратном пути мы должны были сделать остановку минут на двадцать около собора Святой Великомученицы Екатерины, но этого не было, просто проехали мимо. Я хотел было спросить экскурсовода, но у меня уже после такой беготни вокруг дворца тоже сил не осталось. Как говорится, еще один повод сюда вернуться!

А вообще, все, что я Вам рассказал в четырех статьях о Екатерининском парке в частности и Царском Селе в целом, это только малая часть того, что там можно посмотреть, хотя, наверное, самая главная. Чтобы увидеть все достопримечательности и целого дня не хватит, а может и недели, не то, что трехчасовой экскурсии. Поэтому, я думаю, мы еще обязательно сюда вернемся, только самостоятельно!

Фото автора из автобуса
Фото автора из автобуса

А наше петербургское путешествие на этом еще не заканчивается, кое-что интересное я Вам еще расскажу!

Фото автора
Фото автора

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!