Найти в Дзене

Крушение крупнейшего самолёта «Максим Горький» в 1935 году в небе над Москвой

Оглавление

Содержание

Почти 90 лет назад, 18 мая 1935 года во время демонстрационного полета в небе над Москвой потерпел крушение самый большой самолет той эпохи АНТ-20 «Максим Горький». Находившиеся на борту члены экипажа и пассажиры – техники, инженеры и рабочие-ударники – все они погибли в результате этой трагедии.

Причиной катастрофы стали опасные действия истребителя И-5, который в результате неудачного маневра в воздухе врезался в АНТ-20. Вину за произошедшее возложили на летчика Николая Благина. Посмертно ему припомнили его дворянское происхождение. В своем докладе Иосифу Сталину глава НКВД Генрих Ягода называл его «социально чуждым элементом».

Почему АНТ-20 назвали в честь пролетарского писателя

В начале 1930-х годов советская авиапромышленность создала самый крупный по размеру самолет своего времени – АНТ-20. По предложению писателя Михаила Кольцова ему было дано имя Максима Горького. В то время сам писатель, основоположник литературы соцреализма, был еще жив – он скончался лишь в 1936 году, после катастрофы самолета.

Читайте также: Московское метро — интересные факты и секреты

-2

Руководство сборкой гиганта возглавил выдающийся инженер Андрей Туполев. Созданный изначально для проведения агитационных мероприятий, самолет имел уникальные характеристики, позволявшие перевозить крупные грузы и взлетать с небольших аэродромов. Для поднятия в воздух ему требовалось всего лишь 300-400 метров взлетно-посадочной полосы. АНТ-20 был оснащен восемью двигателями и обладал внутренней площадью впечатляющих 100 квадратных метров. В его крыльях находились двухъярусные кровати для отдыха, а интерьер салона соответствовал масштабу проекта: здесь можно было найти удобные кресла, столики с лампами, спальные каюты, библиотеку, туалеты и буфет. Самолет имел длину 33 метра, высоту 12,80 метра, и размах крыльев 63 метра. Скорость полета «Максима Горького» превышала 200 км/ч, и современники прозвали его «летающей крепостью».

После трагедии ему приписали устрашающее прозвище – «летающий Титаник».

Первые полеты на АНТ-20 осуществлял легендарный летчик-испытатель Михаил Громов, который был признанным специалистом в своей области, Героем Советского Союза и выдающимся спортсменом. Родом из Твери, Громов серьезно занимался штангой и уже в 1920-х годах становился чемпионом страны в тяжелой атлетике. Совместно с Николаем Журовым в 1934 году они установили два мировых рекорда, подняв на высоту 5000 м груз массой сначала 10, а затем 15 тонн. 1 мая 1935 года АНТ-20 величественно пролетел над Красной площадью во время парада. А за сутки до трагедии, 17 мая, достоинства самолета «Максим Горький» смог оценить французский писатель и опытный летчик Антуан де Сент-Экзюпери, который прибыл в СССР в качестве журналиста.

Читайте также: Референдумы в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях

Судьба отвела Громова от трагедии: внезапно обострилась язва, не позволив ему сесть за штурвал АНТ-20 в тот роковой день. Вместо этого он продолжил свой жизненный путь, совершая множество выдающихся поступков. В 1937 году оформил беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – Калифорния. А в 1939 году, будучи депутатом Верховного Совета СССР, Громов встал на защиту Сергея Королева, благодаря чему тот был переведен из Колымы в московскую «шарашку», где работал под руководством Туполева.

Как случилась катастрофа АНТ-20

Демонстрационный полет самолета-гиганта был запланирован на 18 мая 1935 года на центральном аэродроме имени Фрунзе на Ходынке. Это событие имело не только практическое, но и символическое значение: после успешной посадки АНТ-20 предполагалось передать из Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в агитэскадрилью имени Горького. Эскадрилья занималась организацией агитационных рейсов, проведением митингов и подготовкой различных докладов. В кабине находились представитель агитэскадрильи, летчик-орденоносец Иван Михеев, и его помощник Журов.

-3

Ветеран Гражданской войны и крестьянин по происхождению, Журов обладал опытом испытаний бомбардировщиков АНТ-16 и АНТ-40, проявив себя как отличный летчик. В тот день погода в Москве соответствовала сезону, и полет на первый взгляд казался простым и безопасным. Поэтому решено было прокатить строителей АНТ-20 и их родственников на этом самолете. Внутри широкофюзеляжного гиганта находилось 11 членов экипажа и 37 пассажиров, включая шестерых детей. «Максима Горького» сопровождали два небольших самолета — Р-5 под управлением летчика-испытателя НИИ ВВС Владислава Рыбушкина с оператором Александром Щекутьевым на борту, и И-5, пилотируемый Николаем Благиным. На фоне этих «крошек» АНТ-20 выглядел особенно величественно.

Щекутьеву было поручено запечатлеть полет на пленку прямо с воздуха. Однако с самого начала что-то пошло не так. По неизвестной причине Благин решил продемонстрировать фигуры высшего пилотажа рядом с громоздким и маломаневренным «Максимом Горьким». Многочисленные зрители удерживали дыхание, следя за происходящим. Благин бросил свой истребитель в короткое пике за хвостом АНТ-20, пронесся под его фюзеляжем и, оказавшись впереди, круто рванул ручку управления на себя, намереваясь описать вокруг гиганта мертвую петлю. В верхней точке самолет завис и, потеряв скорость, рухнул вниз на медленно проплывавший под ним АНТ-20. Часы шокированных очевидцев показывали в этот момент 12:45.

Высказывалась версия, что Журов и Михеев смогли бы посадить свой самолет, если бы у И-5 не оторвался хвост, нанесший второй, фатальный, удар по «Максиму Горькому».

Что писали об авиакатастрофе по горячим следам

Советская пресса обвинила летчика Благина в авиакатастрофе. В своем сообщении от 19 мая 1935 года ТАСС отметил, что несмотря на запрет на выполнение фигур высшего пилотажа во время сопровождения самолета, летчик Благин нарушил это правило, выполняя опасные маневры на высоте 700 метров рядом с самолетом «Максим Горький».

При выходе из мертвой петли Благин своим самолетом ударил в крыло самолета «Максим Горький», который вследствие полученных повреждений от удара стал разрушаться в воздухе, перешел в пике и отдельными частями упал на землю в поселке Сокол, в районе аэропорта. При столкновении в воздухе также погиб Благин.

По горячим следам о виновнике попросили высказаться летчика Громова. 21 мая того же года «Правда» опубликовала его комментарий: «Мой ученик Благин представлял тип неорганизованного человека. Правда, он в последнее время как будто подтянулся, но вредные привычки у него все же прорывались. Я говорю об его ухарстве, безобразничаньи в воздухе». Громов продолжал придерживаться этого мнения и в последующие годы. В своих послевоенных мемуарах он назвал Благина единственным виновником произошедшего инцидента.

Осенью в европейской прессе появились статьи, утверждающие, что Благин не допустил ошибку в небе, а предположительно специально организовал диверсию.

Эта версия, впервые появившаяся в польских СМИ, была распространена газетами русских эмигрантов. В качестве доказательства приводилась «предсмертная записка» Благина, в которой он, якобы, признавался в своих антисоветских взглядах и рассказывал о намерениях атаковать самолет, названный в честь «негодяя Горького». Позднее этот документ, а также статьи, были признаны фальшивкой.

Тем не менее, Николай Бобров в своей книге «Летчик Михеев» 1936 года также упомянул Благина как возможного виновника произошедшего. Согласно этому источнику, перед вылетом Михеев предупредил Благина: «Не вздумай фигурять – еще вмажешься в мой самолет». На это его собеседник напомнил, что его стаж полетов равен 15 годам.

«Осторожный Рыбушкин поднимается выше и дальше уходит от «Максима Горького». Он боится помешать воздушному маневру гигантской птицы. И в это время, забывая о предупреждениях Михеева, сознательно нарушая инструкцию, движимый желанием «показать эффектный номер», Благин начинает «фигурять» вблизи правого крыла самолета-гиганта. Первая фигура высшего пилотажа – «бочка» — проходит благополучно. Но Благин не останавливается на этом. Он не обращает внимания и на то, что во время выполнения этой фигуры его самолет относит несколько в сторону от «Максима Горького». Прибавив газу, он взмывает вверх, намереваясь сделать «петлю». Но скорость самолета недостаточна, фигура не удается, и самолет Благина со страшной силой врезается в правое крыло «Максима Горького». От чудовищного удара, потрясшего весь корабль, раненый гигант накреняется в правую сторону. Тщетно пытались Михеев и Журов выровнять самолет. «Максим Горький» пролетел еще несколько метров, склоняя подбитое крыло к земле, и начал разрушаться в воздухе. Уже не весь самолет, а его куски перешли в стремительное, беспорядочное падение вниз. Они падали с подоблачной высоты, ломая сосны, вырывая их с корнем», — так описывал момент трагедии Бобров.

Донос о крушении АНТ-20 Сталину

-4

В день крушения АНТ-20, нарком внутренних дел Генрих Ягода написал записку адресованную Иосифу Сталину. В ней глава НКВД информировал, что летчик Благин был характеризован как недисциплинированный и исключен из ВКП(б) как социально чуждый элемент. Этот факт намекал на его происхождение, так как летчик родился в дворянской семье, отец которого дослужился до звания полковника Русской императорской армии.

В своем донесении Ягода также сообщал: «Р-5 имел на борту кинооператора, имевшего задание на съемку самолетов «Максим Горький» и И-5 в воздухе для дачи преставления об их сравнительных размерах. Перед полетом на аэродроме летчик Журов договаривался с летчиком Благиным о том, что при полете И-5 в интересах киносъемки должен держаться над правым, либо над левым крылом «Максима Горького». Тогда же Благин предложил фигурный пилотаж – «бочки». Это предложение было отклонено. Благину разрешили делать вместо «бочек» боевые развороты. Несмотря на существовавшую договоренность, Благин, находясь с правой стороны АНТ-20, сделал «правую бочку» и затем повторил ее – находясь над левым крылом «Максима Горького». Этот маневр был сделан на недостаточной скорости, и самолет И-5 врезался в лоб АНТ-20».

В современной литературе неоднократно встречается упоминание об еще одной записке, направленной Ягодой лично Сталину 15 июня 1935 года, и рассекреченной в наше время.

Если верить этой информации, примерно за полтора часа до вылета сотрудники Московской кинофабрики военно-учебных фильмов Ряжский и Пуллин с разрешения высшего командования ВВС попросили летчика Благина выполнить фигуры высшего пилотажа для киносъемки. Летчику пришлось подчиниться этому требованию, которое было одобрено начальством.

Вдова Благина свидетельствовала позже, что в свой последний вечер ее хмурый супруг пробурчал раздосадованно: «Завтра опять лечу сопровождать эту бандуру, да еще с фортелями. Не нравится мне эта затея».

Обоих кинематографистов репрессировали после проведенного расследования, в то время как вдове Благина была назначена пенсия по утрате кормильца. Урну с его прахом захоронили на Новодевичьем кладбище вместе с остальными жертвами. Этот факт косвенно указывает на то, что власти не подозревали летчика в злом умысле после его смерти.

Хоронили погибших будущие лидеры СССР, а в ту пору – «отцы Москвы», как называл их Сталин, — Никита Хрущев и Николай Булганин. Катастрофа случилась всего через несколько дней после открытия метро и вмиг переменила атмосферу в столице с праздничной на трагическую. Город погрузился в траур. В память о жертвах на монастырской стене появился барельеф в виде АНТ-20.

Вопросов к оператору Щекутьеву не возникло. Он успел запечатлеть крушение, однако пленка исчезла, и до сих пор о ее существовании ничего не известно. В последующие годы оператор снял множество военных событий – от битвы за Москву до Парада Победы, пройдя через период перестройки.

После гибели «Максима Горького» было объявлено о планах по строительству 11 аналогичных самолетов. Было разработано несколько проектов военной модификации АНТ-20, однако ни один из них не был воплощен на практике. Единственным построенным шестимоторным экземпляром стал самолет для гражданской авиации. В начале войны он использовался для перевозки грузов в тылу, однако 14 декабря 1942 года он потерпел крушение под Ташкентом.

Ранее мы рассказали, где находится Швивая горка в Москве и почему так называется.