Найти тему
Живописные истории

Бартоломео Манфреди «Христос, изгоняющий торговцев из храма»

По мнению историка искусства Джованни Пьетро Беллори (1613–1696) итальянский художник Бартоломео Манфреди (1582–1622) из Мантуи был не просто подражателем Караваджо (1571–1610), он превратил себя в него и наблюдает мир глазами своего кумира.

Джован Пьетро Беллори был не одинок в том, что выделял Манфреди как своего рода второго (даже в чём-то немного улучшенного) Караваджо.

В 1618 году биограф художников Джулио Манчини написал своему брату в Сиену, что

Бартоломео [Манфреди] ... имеет такую ​​репутацию, что его ценят больше, чем Микеланджело [да Караваджо].
Бартоломео Манфреди «Христос, изгоняющий торговцев из храма», 1616/17 гг.
Бартоломео Манфреди «Христос, изгоняющий торговцев из храма», 1616/17 гг.

Притягательность «Христа, изгоняющего торговцев из храма» — одной из его самых захватывающих картин — объясняется стремлением художника затронуть тему, обладающую огромным драматическим потенциалом.

Манфреди взял за основу «Мученичество святого Матфея» Караваджо, адаптировав её к популярным требованиям к картинам: горизонтальная композиция фигур в три четверти роста с действием, читаемым слева направо.

Мученичество святого Матфея
Мученичество святого Матфея

Пространство организовано в трех планах: обнаженная плечистая фигура на переднем плане; линейка из торговцев, показанных с нарастающим удивлением при виде атакующей их фигуры Христа, который в несколько статуарной позе грозит им наказанием; и две убегающие женщины, формы которых размыты благодаря исчезающему освещению.

Архитектура используется для того, чтобы еще больше подчеркнуть различие между сакральными и светскими персонажами, а также для определения пространства.

Судя по записям, относящимся к двум другим версиям этой картины, одна из которых находилась в коллекции герцога Савойского, а другая принадлежала сначала кардиналу Джулио Мазарини, а затем французской королевской коллекции, композиция вызвала всеобщее восхищение.

Данную версию картины можно увидеть в Музее изящных искусств и археологии в Либурне.

-3