По мнению историка искусства Джованни Пьетро Беллори (1613–1696) итальянский художник Бартоломео Манфреди (1582–1622) из Мантуи был не просто подражателем Караваджо (1571–1610), он превратил себя в него и наблюдает мир глазами своего кумира.
Джован Пьетро Беллори был не одинок в том, что выделял Манфреди как своего рода второго (даже в чём-то немного улучшенного) Караваджо.
В 1618 году биограф художников Джулио Манчини написал своему брату в Сиену, что
Бартоломео [Манфреди] ... имеет такую репутацию, что его ценят больше, чем Микеланджело [да Караваджо].
Притягательность «Христа, изгоняющего торговцев из храма» — одной из его самых захватывающих картин — объясняется стремлением художника затронуть тему, обладающую огромным драматическим потенциалом.
Манфреди взял за основу «Мученичество святого Матфея» Караваджо, адаптировав её к популярным требованиям к картинам: горизонтальная композиция фигур в три четверти роста с действием, читаемым слева направо.
Пространство организовано в трех планах: обнаженная плечистая фигура на переднем плане; линейка из торговцев, показанных с нарастающим удивлением при виде атакующей их фигуры Христа, который в несколько статуарной позе грозит им наказанием; и две убегающие женщины, формы которых размыты благодаря исчезающему освещению.
Архитектура используется для того, чтобы еще больше подчеркнуть различие между сакральными и светскими персонажами, а также для определения пространства.
Судя по записям, относящимся к двум другим версиям этой картины, одна из которых находилась в коллекции герцога Савойского, а другая принадлежала сначала кардиналу Джулио Мазарини, а затем французской королевской коллекции, композиция вызвала всеобщее восхищение.
Данную версию картины можно увидеть в Музее изящных искусств и археологии в Либурне.