Произведение необычайного эмоционального воздействия, с фигурами, выстроенными как на скульптурном рельефе, и написанными с шокирующим реализмом, «Мученичество святого Себастьяна» является знаковой картиной караваджистов второго десятилетия XVII века.
Искусствовед Джанни Папи описал её как
утонченную жестокость и двусмысленное насилие, в котором святой потерялся в мрачном одиночестве.
Плотно сгруппированная композиция, оживленная сильными контрастами света и тени, и тревожное сопоставление жертвы и агрессора на чёрном фоне неопределенной глубины позаимствованы у одной из последних картин Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610): «Мученичество Святой Урсулы» (коллекция Банка Интеза, Неаполь), которую он написал в Неаполе в апреле-мае 1610 года.
До того, как картина была признана работой Чекко дель Караваджо (работал в период с 1610-х по середину 1620-х годов), она долгое время приписывалась Валантену де Булонь (1591–1632), но в середине 20 века авторство было передано сперва Бартоломео Манфреди (1582–1622), а затем — неаполитанскому художнику Паоло Финольо (1590–1645).
Однако большая любовь к деталям, таким, например, как перчатка с открытым клапаном, свисающая с указующего пальца солдата; кожаный ремень его доспехов; перья его модной шляпы; блеск металла и фактурность тканей характерны именно для Чекко.
То же самое касается и резко очерченного лица ассистирующей фигуры, зажатой между рамой и умирающим святым (холст, вероятно, был обрезан по нижнему краю).
В юности Чекко позировал Караваджо — например, в «Амуре-победителе» (Gemäldegalerie, Берлин) и, позднее, в роли «Давида с головой Голиафа» (Galleria Borghese, Рим). Возможно, он был помощником мастера барокко.
Таким образом, караваджизм пришёл к Чекко из первых рук.
Картину «Мученичество святого Себастьяна» можно увидеть в Национальном музее в Варшаве.