Найти тему
TaniXx

Rome: Total War - нестареющая классика моего детства

Моё знакомство с компьютерными играми началось в далёком детстве. Каждое утро я бежал в соседнюю комнату, где стоял компьютер, и окунался в прекрасный и захватывающий мир цифровых баталий. Одной из первых стратегий в моей жизни стала Rome: Total War - нестареющая классика, сохранившая до наших дней всю ламповость и красоту ночных летних посиделок. В те времена масштабы игрового мира поражали мой детский разум, а битвы на тысячи воинов заставляли всерьез напрячь свой мозг. Да и сама эпоха Древнего Рима привлекала своими деталями.

Кровавые осады городов фракции Карфаген занимали порой до часа реального времени.
Кровавые осады городов фракции Карфаген занимали порой до часа реального времени.

По своей сути я неторопливый человек, все войны в стратегиях я начинаю только после тщательной подготовки. В одних случаях, такая тактика приносила свои плоды. В других же, играла со мной "злую шутку". В случае Rome: Total War, играя например за греческие полисы, подготовка к войне с Римом проходила под девизом: "Лишь бы Сиракузы не отжали и Бруты подольше не высаживались".

Плотные ряды тяжелых гоплитов с радостью принимали на себя всю тяжесть напора римских легионов
Плотные ряды тяжелых гоплитов с радостью принимали на себя всю тяжесть напора римских легионов

В начале игры доступны исключительно три римские фракции (правда никто не мешает вам отредактировать один файл в папке с игрой, но это кому как по душе). Для веселого времяпрепровождения этого было достаточно. Римские армии - одни из самых сильных в игре. Прибавим к этому хорошую экономику и таких же грозных союзников под боком - и вас не остановить. Выбор стартовой фракции, по своей сути, сводился к дальнейшему направлению вашей экспансии. Бруты, в основном, двигаются на восток, в сторону греков, македонцев и дальше в Малую Азию. Сципионы вторгаются в Северную Африку и пытаются уничтожить Карфаген. Самый сок, на мой взгляд, у фракции Юлиев. Северное направление сулит нам бесконечные орды варваров, от которых приходилось ограждаться фортами, иначе постоянные набеги не давали спокойно развиваться.

Что интересно, ландшафт на глобальной карте соответствовал ландшафту в сражениях. То есть, если в режиме кампании две армии решили сразиться рядом с мостом через реку, то и в самой битве появятся река и мост. То же самое с холмами, лесами, горами и побережьем. Таким образом, один умело построенный форт не позволял вражеским варварам быстро проникать на подконтрольную нам территорию.

Глобальная карта игры была действительно огромной, особенно в детстве.
Глобальная карта игры была действительно огромной, особенно в детстве.

Необязательно было проводить каждую битву вручную. Если вы по жизни везунчик, то автобой - для вас. Однако я к таким счастливчикам не отношусь и автобои не раз заставляли меня загружать последний сейв. Потерять половину своей могучей армии в битве с численно уступающим мне противником - могу, умею, практикую. Иногда это доходило до смешного и автобой был целесообразен исключительно в битве с повстанцами (всё равно вся их армия гарантированно помирает после одного поражения).

Каждый юнит имеет целый список параметров, будь то атака, защита и многие другие параметры. В самих битвах также приходится следить за параметрами "усталость" и "моральный дух" отряда. При низком уровне первого воины теряли эффективность, а при падении второго отряды начинали «бунтовать» и в панике бежали, хотя в особых случаях, даже если солдаты падали духом и становились менее боеспособными, они могли продолжать битву с пометкой «бьются насмерть». Также важным фактором в сражениях были и погодные условия: к примеру дождь или туман снижали эффективность стрелковых юнитов.

Что мне больше всего не нравилось в Rome: Total War, так это проблема с общественным порядком в городах и поселениях. Данная проблема возникала из-за слишком большого количества людей в городе, в конечном итоге стабильно возникали гражданские бунты и твой город переходил в руки повстанцев. На завершающем этапе игры приходилось иметь полный стек на примерно 3-4 города, чтобы в случае бунта быстро отвоевать его. В эти моменты я чувствовал себя кровавым тираном, вырезая половину населения города для улучшения общественного порядка, но другого выбора у меня не было. Можно конечно нанимать бесконечные орды крестьян и гнать их в малонаселенные регионы, но это быстро надоедало.

Дипломатия в игре всегда была такой "жизненной"
Дипломатия в игре всегда была такой "жизненной"

Разумеется, не обошлось в игре и без дипломатии. При помощи послов мы могли заключать союзы, договоры о ненападении, устанавливать торговлю, требовать выплаты, облагать данью, делиться информацией по карте и так далее. В Rome: Total War дипломатия была довольно мощным инструментом, но вместе с тем, была крайне непредсказуема. Особенно это касалось ИИ-соперников по карте кампании. К примеру, ваш соперник мог предложить вам заключить союз, да ещё и на торговый договор согласиться, а уже на следующий ход осадить ваш город, тем самым разорвав все соглашения и объявив вам войну (и через пару ходов увести войска без попытки штурма). Особенно этим "грешили" Британцы и Германцы. Нередко, играя за фракцию Юлиев, ко мне обращались британские и германские дипломаты и заключали со мной союз и торговые отношения. Через пару-тройку ходов я замечал огромные армии у моих границ и понимал, что "сейчас будет мясо". Всё-таки ИИ в игре тот ещё коварный чёрт!

За что ещё я в детстве полюбил Rome Total War, так это за речи полководцев перед каждым сражением, вдохновлявшие на подвиги как воинов, так и меня самого.

Ну и отдельно стоит отметить звуковое сопровождение данного шедевра. До сих пор вспоминаю музыкальные композиции в своей голове, особенно боевую музыку во время сражений. Ни одна из новых игр Total War не смогла сравниться с "первым Римом", разве что Сёгун 2, но это уже другая история.

В общем, именно с первого Рима началось моё знакомство со знаменитой линейкой игр от Creative Assembly, в ней я пропадал вечерами в детстве и юношестве, с горящими глазами бросая карфагенских слонов на римлян, строил фаланги из тяжелых греческих гоплитов и с удовольствием наблюдал, как о них разбивалась вражеская кавалерия. Именно в Рим хочется возвращаться снова и снова. Что я, собственно говоря, с удовольствием и делаю!

На этом всё, до связи!