Моё знакомство с компьютерными играми началось в далёком детстве. Каждое утро я бежал в соседнюю комнату, где стоял компьютер, и окунался в прекрасный и захватывающий мир цифровых баталий. Одной из первых стратегий в моей жизни стала Rome: Total War - нестареющая классика, сохранившая до наших дней всю ламповость и красоту ночных летних посиделок. В те времена масштабы игрового мира поражали мой детский разум, а битвы на тысячи воинов заставляли всерьез напрячь свой мозг. Да и сама эпоха Древнего Рима привлекала своими деталями.
По своей сути я неторопливый человек, все войны в стратегиях я начинаю только после тщательной подготовки. В одних случаях, такая тактика приносила свои плоды. В других же, играла со мной "злую шутку". В случае Rome: Total War, играя например за греческие полисы, подготовка к войне с Римом проходила под девизом: "Лишь бы Сиракузы не отжали и Бруты подольше не высаживались".
В начале игры доступны исключительно три римские фракции (правда никто не мешает вам отредактировать один файл в папке с игрой, но это кому как по душе). Для веселого времяпрепровождения этого было достаточно. Римские армии - одни из самых сильных в игре. Прибавим к этому хорошую экономику и таких же грозных союзников под боком - и вас не остановить. Выбор стартовой фракции, по своей сути, сводился к дальнейшему направлению вашей экспансии. Бруты, в основном, двигаются на восток, в сторону греков, македонцев и дальше в Малую Азию. Сципионы вторгаются в Северную Африку и пытаются уничтожить Карфаген. Самый сок, на мой взгляд, у фракции Юлиев. Северное направление сулит нам бесконечные орды варваров, от которых приходилось ограждаться фортами, иначе постоянные набеги не давали спокойно развиваться.
Что интересно, ландшафт на глобальной карте соответствовал ландшафту в сражениях. То есть, если в режиме кампании две армии решили сразиться рядом с мостом через реку, то и в самой битве появятся река и мост. То же самое с холмами, лесами, горами и побережьем. Таким образом, один умело построенный форт не позволял вражеским варварам быстро проникать на подконтрольную нам территорию.
Необязательно было проводить каждую битву вручную. Если вы по жизни везунчик, то автобой - для вас. Однако я к таким счастливчикам не отношусь и автобои не раз заставляли меня загружать последний сейв. Потерять половину своей могучей армии в битве с численно уступающим мне противником - могу, умею, практикую. Иногда это доходило до смешного и автобой был целесообразен исключительно в битве с повстанцами (всё равно вся их армия гарантированно помирает после одного поражения).
Каждый юнит имеет целый список параметров, будь то атака, защита и многие другие параметры. В самих битвах также приходится следить за параметрами "усталость" и "моральный дух" отряда. При низком уровне первого воины теряли эффективность, а при падении второго отряды начинали «бунтовать» и в панике бежали, хотя в особых случаях, даже если солдаты падали духом и становились менее боеспособными, они могли продолжать битву с пометкой «бьются насмерть». Также важным фактором в сражениях были и погодные условия: к примеру дождь или туман снижали эффективность стрелковых юнитов.
Что мне больше всего не нравилось в Rome: Total War, так это проблема с общественным порядком в городах и поселениях. Данная проблема возникала из-за слишком большого количества людей в городе, в конечном итоге стабильно возникали гражданские бунты и твой город переходил в руки повстанцев. На завершающем этапе игры приходилось иметь полный стек на примерно 3-4 города, чтобы в случае бунта быстро отвоевать его. В эти моменты я чувствовал себя кровавым тираном, вырезая половину населения города для улучшения общественного порядка, но другого выбора у меня не было. Можно конечно нанимать бесконечные орды крестьян и гнать их в малонаселенные регионы, но это быстро надоедало.
Разумеется, не обошлось в игре и без дипломатии. При помощи послов мы могли заключать союзы, договоры о ненападении, устанавливать торговлю, требовать выплаты, облагать данью, делиться информацией по карте и так далее. В Rome: Total War дипломатия была довольно мощным инструментом, но вместе с тем, была крайне непредсказуема. Особенно это касалось ИИ-соперников по карте кампании. К примеру, ваш соперник мог предложить вам заключить союз, да ещё и на торговый договор согласиться, а уже на следующий ход осадить ваш город, тем самым разорвав все соглашения и объявив вам войну (и через пару ходов увести войска без попытки штурма). Особенно этим "грешили" Британцы и Германцы. Нередко, играя за фракцию Юлиев, ко мне обращались британские и германские дипломаты и заключали со мной союз и торговые отношения. Через пару-тройку ходов я замечал огромные армии у моих границ и понимал, что "сейчас будет мясо". Всё-таки ИИ в игре тот ещё коварный чёрт!
За что ещё я в детстве полюбил Rome Total War, так это за речи полководцев перед каждым сражением, вдохновлявшие на подвиги как воинов, так и меня самого.
Ну и отдельно стоит отметить звуковое сопровождение данного шедевра. До сих пор вспоминаю музыкальные композиции в своей голове, особенно боевую музыку во время сражений. Ни одна из новых игр Total War не смогла сравниться с "первым Римом", разве что Сёгун 2, но это уже другая история.
В общем, именно с первого Рима началось моё знакомство со знаменитой линейкой игр от Creative Assembly, в ней я пропадал вечерами в детстве и юношестве, с горящими глазами бросая карфагенских слонов на римлян, строил фаланги из тяжелых греческих гоплитов и с удовольствием наблюдал, как о них разбивалась вражеская кавалерия. Именно в Рим хочется возвращаться снова и снова. Что я, собственно говоря, с удовольствием и делаю!
На этом всё, до связи!