Найти в Дзене

Еще раз про «памятник радикулиту» в Москве

Оглавление

Отвечу на вал комментариев. Большинство откликов можно свести к трем группам:

1) «А мне Воровский нравится! Оригинально-выразительно, не то, что нынешнее племя монументов».

2) «Убрать бы это чучело… У-у-у, коммунисты!»

3) «Да как автор посмел смеяться над святынями?! Автор оправдывает терроризм? У-у-у, антисоветчики!» И дальше — поток брани в адрес тех, кто писал реплики под пунктом 2, вплоть до угрозы расстрелять комментаторов.

Давайте я отвечу на все три группы реплик, а заодно объясню свое личное отношение к убийству дипломата Вацлава Воровского (Лозанна, 1923 год) и к памятнику, который уже сто лет высится на Лубянке, вызывая недоумение прохожих.

Ссылка на исходную статью:

I. «А мне памятник нравится»

Весомый аргумент. Статуи для того и ставят, чтобы не оставлять прохожих равнодушными, и если у кого-то возникают положительные эмоции, то это значит, что творение скульптора Каца не было на сто процентов неудачей. Один из комментариев:

«Признаюсь честно - по части памятников я под большим влиянием Шакко. Так вот - вокруг этого памятника интересно обойти. Да, он чудной и нелепый, с одной стороны он танцует не существовавший при Воровском твист, с другой - грозит, с третьей ругается. Но это не чугунная болванка вроде растиражированных Лениных-Лукичей».

Я соглашусь, сама по себе нешаблонность — это хорошо. Другой вопрос, достаточно ли этого? Достаточно ль не быть «чугунной болванкой», чтобы стать достойным монументом? На мой взгляд, нет.

Нужна еще (как минимум) уместность. Если в 1924 году скульптор Кац изваял памятник убитому, то почему все это вызывает смех?

Кого увековечили? Героя трагедии? Или актера комедии?

С этим товарищем, который делал конвульсивные телодвижения в широко известной песне "Йожин з бажин", у меня ассоциируется памятник
С этим товарищем, который делал конвульсивные телодвижения в широко известной песне "Йожин з бажин", у меня ассоциируется памятник

Если «нешаблонная» скульптура все время вызывает недоумение, то это значит, что скульптор ошибся: или сам замысел неадекватен, или его исполнение.

Попытки оправдать этот замысел — так же нелепы, как и памятник. То, что дипломат «реалистично» вылеплен в тот самый миг, когда его сразила пуля, это всего лишь домысел, созданный ради того, чтобы спасти репутацию монумента.

Не исключено, что живой Воровский и походил на скульптуру, но людей, видевших «оригинал», на нашем свете больше нет, а их потомки видят лишь нелепое кривляние. Скульптор, ваявший статую из долговечной бронзы, мог и должен был это предусмотреть.

Впрочем, я не искусствовед. Может быть, специалисты по монументальному искусству замечают в памятнике Воровскому достоинства, которых не могу разглядеть я?

Открываю книгу Е. М. Кукиной и Р. Ф. Кожевникова «Рукотворная память Москвы» — самый авторитетный справочник по московской скульптуре. Авторы, мягко говоря, не склонные к критиканству, порицают этот памятник за «вычурность» и «карикатурность».

Памятник Воровскому, фотография автора
Памятник Воровскому, фотография автора

II. «Уберите чучело!»

Итак, монумент — неудачен. Значит ли это, что его надо убрать с улицы? Ни в коем случае!!!

Он простоял сто лет и давно стал частью нашего культурного ландшафта. Памятник Воровскому признан памятником культуры. Да, он нелеп. Москве нужны и хорошие памятники, и плохие, и лепые, и нелепые. Если убрать Воровского, улица обеднеет, потеряет яркую достопримечательность. И если в будущем кто-то решит свергнуть этот монумент, то я (при своем негативном отношении к большевизму) — буду протестовать.

Замечу, что сам по себе Воровский никого не убивал, в красном терроре не участвовал.

III. «Автор статьи — проклятый либерал, смеется над святынями»

Еще был обильный и мутный поток комментариев такого типа (орфография и пунктуация сохранены):

«Автор либеральное ничтожество,я не фанат советов,но человек погиб выполняя свой долг,на посту. А автор стебется,совсем мразь что-ли»
«Сами то в статье оправжываете убийцу, да не просто человека, а дипломата».

Давайте разберемся, кто кого оправдывал и кто над кем смеялся. Я писал:

«1923 год. Советский дипломат Вацлав Воровский, приехавший на конференцию в Лозанне, застрелен белогвардейцем Морисом Конради. Офицер мстил за отца, забитого насмерть чекистами, и дядю, расстрелянного красными в числе других заложников. Швейцарские присяжные вынесли оправдательный вердикт, после того как 70 свидетелей рассказали на суде о красном терроре (надо, однако, отметить, что сам Вацлав Вацлавович никого не расстреливал)».

Убийцу оправдал не автор статьи, а швейцарские присяжные. Я — не сторонник террора, никакого. Будучи присяжным, я бы не оправдал Мориса Конради, ибо закон есть закон. Я б сорока годами ранее не оправдал бы и Веру Засулич — террористку, которую так любит выгораживать «красные» товарищи («ах, это другое!»).

(Расстрелы в 1918-19 годах заложников-буржуев им приходится просто замалчивать, ведь оправдать такое невозможно).

При этом мотивы убийцы Воровского, естественно, следовало в статье осветить.

Собственно, это все о Вацлаве Вацлавовиче и о выстрелах. К самому дипломату у меня отношение совершенно равнодушное, и я иронизирую (далее по тексту статьи) не над личностью Воровского, а над памятником ему.

Да, мне смешно характерное для 1920-х желание сотворить культ из ничего, когда человека делали героем просто потому, что его застрелили. Монумент на пустом месте — это фальшь. Ирония — это здоровая реакция здорового человека на фальшь. Симптоматично, что и сам по себе монумент оказался смешным.

В комментах много совсем лютой дичи, которые вызывают у меня гомерический хохот.

«Прчитал т.н. комментарии, убогая статейка собрала таких же комментаторов. Господа кем бы были в большинстве своем вы если бы не советская власть?! В лучшем случае половым в трактире, вряд ли среди вас графья имеются».

Весь мир менялся, лишь Российская империя, не будь власти советов, имела шанс остаться «законсервированной» на уровне 1913 года? Вы в своем уме?

Финнам про половых расскажите.