Найти тему

#ВоспоминанияМАХ

«Когда в 1841 году была привезена из Рима картина «Тайная вечеря» А. Бруни и поставлена в Академии, в числе первых посетителей были натурщики; их много занимала самая картина, но вместе было сильно и желание видеть каковы натурщики в Италии.

Натурщик охотно идет в мастерскую такого художника, который работает уверенно, смело; но в студии посредственности он становится ленив и вял как сама посредственность. Здесь он не видит ни одушевления, ни быстроты в работе и, замечая, что труд его нисколько не служит к улучшению произведения, что художник уродует его формы, которые взял за образец, он выполняет свою обязанность неохотно.

Раз спросили натурщика Василия: «К кому ты более всех любишь ходить на натуру?» — «К Карлу Павловичу (Брюллову)», — отвечал он и продолжал: «Представьте, поставит на десять, на пятнадцать минут, не берет в руки палитры, а только ходя около меня, вглядывается пристально, потом скажет: — ступай, отдыхай! — и примется за работу. Тут ходишь; глазеешь по мастерской, подойдешь потом к картине <...> Господи, Боже мой, уже целый торс подмалеван <...>».

… Во все продолжение весны, лета и части осени натурщик отдыхает только во время обеда и неизбежного кейфа за чаем; даже в праздничные дни он не отказывается служить, но за особенную личную плату от художника.

В одной мастерской он стоит Геркулесом и в продолжении двух часов освобождает Прометея; в другой взмостившись на столы и табуреты, служит моделью для ангела; в третьей он летит Икаром над морем, не трогаясь с места; но вот переходит в четвертую — здесь ему отрада! В положении Архимеда, размышляющего над математической задачей, он может спокойно соснуть; вслед за этим ему предстоит повиснуть всем телом на одной руке, олицетворяя Милона Кротонского; потом он идет, по скудости средств художника, заменить последнему образец женщины, какой-нибудь жрицы, а иногда и самой Минервы, без сомнения лишь в общем движении фигуры, постановке; здесь он Александр Македонский, там невольник, тут сенатор, сенокосец, ликтор, но всех ролей натурщика не перечтешь; репертуар его бесконечен. Художники не нахвалятся, не надивятся рвению и терпению натурщика в летнее время; но за то уж если натурщику наскучит его беспрерывная, по истине сказать, тягостная должность, он пропадает на два, на три дня и предается полному разгулу, дабы освежить свои силы, как он говорит. Беда, если это случается незадолго до годичного экзамена: все художники в горе, в отчаянии; разузнают, ищут пропавшего, грозят ему арестом в подворотне Академии, но встречая его и припоминая прошлое его усердие, оканчивают увещеваниями. Виноватый не оправдывается, называя эту гулянку необходимостью, и успокаивает всех всполошенных словом: «застою». Оправившись, натурщик старается всеми средствами сдержать свое слово, — и уменье в этом случае распорядиться часами, вознаградить потерянные, достигает в нем большой сметливости.

Выставка — праздник художников, следовательно, и праздник натурщиков. В толпах публики, посещающей залы академии, можно каждый день встретить натурщика: но уже не в том виде, в котором он перебегает в рабочее время из одной мастерской в другую, встрепанный, утомленный, с вскинутым на плечи кафтаном, готовый представиться вашим глазам сей час нагим. Теперь не та пора; поступь его изменилась, он одет щегольски, выступает важно, с достоинством; что-то есть торжественное в его лице, когда он подводит своего знакомого, указывая на картинах или на барельефах себя. «Это я!» — говорит он, и самодовольствие разливается по всей его физиономии и фигуре. Он чувствует, что доля успеха какого-нибудь замечательного произведения принадлежит отчасти и ему, что он не мало участвовал в труде, которым ныне гордится художник. Служа целое лето программистам, неудивительно, что он с большою точностью толкует любопытным содержание программ; но когда он вдается в догадки насчет других, незнакомых ему картин, статуй, барельефов, то, без сомнения, немало привирает и смешит. Перед годовым экзаменом, на котором обсуживаются ученические программы, натурщик по отбираемым им слухам в мастерских профессоров уже пророчески изрекает — кто должен получить медали; успех же каждой программы дарит натурщику десяток, два, а иногда и больше рублей».
Рамазанов Н. А. Материалы для истории художеств в России.

Николай Иванович Тихобразов (1818—1874)
Геркулес освобождает Прометея
Академическая программа. Малая золотая медаль
1843
Холст, масло
НИМ РАХ
Николай Иванович Тихобразов (1818—1874) Геркулес освобождает Прометея Академическая программа. Малая золотая медаль 1843 Холст, масло НИМ РАХ