Воспитатель – дефицитная профессия. Хороших, высококвалифицированных специалистов остро не хватает, причем это общемировая проблема. Сегодня в детских садах праздник – День воспитателя. О представителях этой благородной, но недооценённой профессии рассказывает Ольга Александровна Шиян, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка института урбанистики и глобального образования, доцент Дирекции образовательных программ МГПУ.
Почему воспитателей не хватает
Причин много, но одна из них – устоявшееся несколько пренебрежительное отношение к воспитательскому делу. Вот школа – это важно, это всем понятно: там учеба, отметки, экзамены, результаты влияют на будущее ребенка. А детский сад – ну что там серьезного: уход и присмотр, «горшки и носы».
Взгляд настолько же распространенный, насколько ошибочный. Детский сад – это пространство, в котором образованием является все – от игры до режимных моментов: все важно для становления «образа Я», отношения к миру как дружелюбному или враждебному, поддержки или создания препятствий для любознательности и инициативности.
Лонгитюдные исследования показывают, что хорошее дошкольное образование не просто важно для будущего развития детей, но его эхо сказывается на академических результатах аж до конца основной школы. Дошкольное образование низкого качества, когда от детей требуют только действий по образцу, где редки разговоры с детьми, где мало экспериментов и игры, вклад в будущее развитие вносят гораздо меньший.
Все это означает, что миф о неважности дошкольного образования радикально устарел: хороший воспитатель многое, очень многое определяет в детском развитии.
Лужи с оборочками
Вот эпизод из телеграмм-канала замечательного детского сада №56 города Костромы.
Дети рисовали на асфальте, но прошел дождь, смыл рисунки – и дети, придя в сад, обнаружили разноцветные лужи, «с оборочками». Для них не очевидно, что это мел, и они этим оборочкам удивляются. Кто-то высказывает предположение: а, может, это мел с асфальта? А дальше «заваривается каша»: дети начинают спорить – возможно ли покрасить лужу мелом, решают проверить, берут мел, придумывают, как же его измельчить, спорят, сколько нужно мела, пробуют разные способы, проверяют гипотезы, предлагают новые. Что это?
Это настоящее исследование, в котором дети учатся и вопросы задавать, и противоречия замечать, и гипотезы выдвигать, и устанавливать причинно-следственные связи, и договариваться, выдвигать аргументы, и действовать произвольно и целенаправленно.
Но все это не развернулось бы – или развернулось с гораздо меньшим жаром, если бы рядом не оказался взрослый, которому тоже интересны разноцветные лужи, который не считает такой вопрос «баловством», а сам готов увлечься; который умеет удивляться вместе с детьми, а не давать готовых ответов (в этой ситуации педагог задумчиво откликнулась на детскую идею: «Думаете, это возможно? Хмм.. Мел покрасил лужи?» - и именно это раззадорило детей).
Ситуация, когда в ответ на детское недоумение с помощью взрослого разворачивается настоящее увлекательное исследование, в современном образовании имеет особое название. Это так называемая «зарождающаяся грамотность» – «emergent literacy», когда взрослый не просто «учит», но делает шаг навстречу детскому вопросу, который рождается в том числе и в свободной деятельности. И дети многое вынесут из этой ситуации: что инициатива не наказуема, что вопросы задавать интересно, что искать и пробовать – не страшно.
Возможно, история с разноцветными мелками кому-то покажется само собой разумеющейся и не требующей от педагога никаких особых умений. На самом деле это как раз высший педагогический пилотаж, включающий умения наблюдать, понимать зону ближайшего развития когнитивных и регуляторных способностей, держать паузу (ключевое и при этом редчайшее умение), создавать насыщенную среду (мелки и ножницы оказались в доступе на улице!).
Это яркий пример того, как открытость детским идеям порождает новые смыслы и позволяет взрослым самим учиться у детей удивлению. Как сказала Маргарита Федоровна Головина, основатель детского сада школы им. А.Н. Тубельского, «Вам дано прожить детство ещё раз, и даже не один раз. И вам не нужно разрешения на это!»