Найти тему

«Мракобес на мракобесе сидит и мракобесом погоняет». Монолог популяризатора науки Александра Панчина

Оглавление

Удар по научному просвещению

Я знаю многих специалистов, которых заставили уволиться или уехать из-за их взглядов или просто потому, что они неудобны руководству.

Перед прочтением, подпишитесь, пожалуйста, на канал Кино, вино, домино! Это помогает создавать качественный контент

Вот история из моего института. Уволили профессора и доктора биологических наук Михаила Гельфанда. Более крутого специалиста по биоинформатике в России не найти (тут достаточно взглянуть на то, сколько раз цитировались его работы). А его увольняют. При том что он оставался в России, вел множество проектов, получал гранты, руководил хорошими коллективами, публиковал кучу статей. Единственная настоящая причина, по которой такого специалиста могут уволить, — он не угодил начальству. И раньше в нашем институте такое было немыслимо.

Целый ряд топовых популяризаторов науки уехали. Например, Ася Казанцева, Илья Колмановский, Виталий Егоров. Список можно продолжать. Уезжают потому, что небезопасно. Даже находясь за границей приходится себя цензурировать. Пока я был в России, у меня были проблемы. Например, мне пытались отменять лекции.

Впрочем, некоторые пострадали гораздо больше. У многих моих коллег лекции отменяли одну за другой. Лекции про науку! Самое смешное было у той же Аси Казанцевой. Она недавно родила дочку, написала книжку про беременность и хотела прочитать лекцию об этом. То есть выступление, лишенное политического окраса, про науку, причем про ту, которая вписывается в актуальную проблему для государства. И тут такой выстрел себе в ногу — давайте запретим самого известного популяризатора науки, которая рассказывает что-то полезное и научное на широкую аудиторию.

Ася Казанцева. Фото: Марина Бесчастнова
Ася Казанцева. Фото: Марина Бесчастнова

Теперь россиян пытаются лишить последнего независимо источника информации. Я про блокировки YouTube. Посмотреть большую часть научно-популярных видео уже не так просто, хотя блокировки многие научились обходить. Зато рептилоиды на «РЕН-ТВ» и «Битве экстрасенсов» останутся, и с этим никто бороться не планирует.

Утечка продолжается. Иссякнут ли мозги?

В моем окружении уехали очень многие. Я говорю прежде всего об ученых и популяризаторах науки. Возвращаются единицы, а некоторые не уехали лишь потому, что столкнулись с проблемами и ищут возможности. Все-таки переезд — дело очень непростое.

Мне до сих пор пишут школьники, которые хотят поступать в вузы, стать учеными. Спрашивают, куда пойти учиться. В науку обычно идут люди не за деньгами, а потому, что им что-то интересно. Люди, у кого есть искра любопытства, не перевелись.

Но я не знаю, что им советовать. В России есть хорошие вузы. Но в России ты можешь не стать ученым по другой причине. Ты можешь быть мобилизован, например. А некоторыми областями науки просто опасно заниматься. Правила игры, как показала практика, могут поменяться в любой момент. Нет никакой стабильности. И даже если мы сегодня видим, что студентам нормальных вузов ничего не угрожает, кто сказал, что ситуация не изменится завтра. В России законы принимаются очень быстро. В частности, поэтому и я не возвращаюсь в Россию: сейчас мне напрямую ничего не грозит, но все очень быстро может поменяться.

В школе должны давать знания, а не убеждения. Учить думать и рассказывать про современные исследования. Вместо этого теперь все больше детям навязывают идеологию, религию и ценности определенной группы людей. Конечно, это ударит по будущим поколениям ученых. Так что я, конечно, переживаю об интеллектуальном будущем страны, гражданином которой все еще являюсь. Увы, наша наука и образование потихонечку катятся в мракобесную пропасть.

Другие истории:
Я живу без желудка. Мне пришлось заново учиться есть. Но самым сложным оказалось принять свое новое тело
Я обеднела после 2022 года. Я покупала брендовые сумки и летала за границу на выходные. Теперь мне хватает только на самое необходимое
Тайна семьи: 6 странных смертей за 14 лет вынудили брата и сестру провести собственное расследование
Пьяный военный — это теперь едва ли не худший пассажир, судя по рассказам проводников
В моей квартире живет 21 кот. Я трачу на них больше 100 тысяч в месяц

Подпишитесь на канал Кино, вино, домино! Это помогает создавать качественный контент