Геологи, исследующие недра, отвечают на вопросы: на какой глубине залегают полезные ископаемые, какими качественными характеристиками они обладают и какими в итоге получатся разведанные запасы. Они же оценивают целесообразность разработки участков месторождений и выбирают тот или иной способ добычи. Уже после этого добывающая компания «заходит» на территорию.
И раз уже всё изучено и исследовано до начала добычи полезных ископаемых, то геолог на разрезе не нужен? Так ли это, разбираемся вместе с начальником геолого-маркшейдерской службы ООО «Разрез Кирбинский» (входит в группу компании «Русский Уголь» в Республике Хакасия) Оксаной Курятовой.
С чего начинается добыча полезных ископаемых?
— Одними из первых, кто изучает и приступает к отработке месторождения, являются как раз геологи, — рассказывает Оксана Курятова. — Одни геологи начинают и проводят геологоразведочные работы, другие — по результатам геологоразведочных работ оценивают месторождения по категориям запасов полезного ископаемого и считают запасы месторождения, которые впоследствии стоят на балансе месторождения.
Перед началом добычи любого полезного ископаемого производится комплекс геологических, геофизических и геохимических работ, то есть поиск, разведка и оценка месторождений. Процесс этот небыстрый: необходимо соорудить буровые скважины или сделать поверхностные выработки для детального изучения глубинных горных пород.
По результатам выполнения всего комплекса работ составляются паспорта геологоразведочных скважин, геологические карты и сводные отчеты. Это и является основой для дальнейшей разработки проектной документации по отработке месторождения.
На основе полученных результатов принимается решение, каким методом будет вестись добыча полезного ископаемого. Он во многом влияет на рентабельность промышленной разработки. Чаще всего способ извлечения полезного ископаемого зависит от глубины его залегания: там, где глубина залежи не превышает 500 метров, применяется открытый способ.
Например, Кирбинский разрез открытым способом отрабатывает залежи Бейского месторождения Минусинского каменноугольного бассейна, как и несколько других предприятий.
Чем занимается геолог на угольном разрезе?
Изучение геологии не ограничивается геологоразведкой, при ведении эксплуатационных работ также всегда нужен геолог. Именно он видит полную характеристику разреза: знает, где и какие расположены пласты, сколько их, какой мощности, где они прерываются, а потом опять начинаются и под какими вскрышными уступами они расположены.
— Перед вскрытием пласта мы смотрим не только геологоразведочные данные, но и замеряем фактические: горняки делают нам небольшие шурфы*, по которым мы определяем структуру пласта. В одном пласту может залегать разный по качеству уголь. Он даже внешне бывает разный: полублестящий, блестящий, чешуйчатый, матовый. Также совместно с отделом технического контроля мы берём пробы с каждой прослойки и отдаём в лабораторию для определения качественных характеристик. Но с учётом опыта наши многие специалисты определяют приблизительные характеристики визуально, — делится начальник геолого-маркшейдерской службы разреза «Кирбинский» Оксана Курятова.
*Шурф (нем. schurf) — вертикальная (редко наклонная) горная выработка квадратного, круглого или прямоугольного сечения, небольшой глубины (редко более 20–30 м).
Кроме этого геолог даёт прогноз по качеству полезного ископаемого и следит за полнотой выемки запасов, не допускает потерь угля в забоях.
— В забое мы следим за отработкой и качеством угольных пластов. Наша задача — избежать потерь в количестве и качестве продукции. Как мы поработаем в забое, такой уголь и будет лежать на складе, — утверждает Оксана Сергеевна.
Геолог трудится в постоянном взаимодействии со всеми службами разреза. Например, даёт состав вскрышных пород и их твёрдость для проведения буровзрывных работ, что помогает правильно рассредоточить взрывчатку.
Кстати, именно геолог работает с лицензией, выданной предприятию на пользование недрами, следит за условиями выполнения лицензионного соглашения.
Как проходит рабочий день геолога на угольном разрезе?
— Согласно структуре разреза «Кирбинский» главный геолог подчиняется главному инженеру, а участковый геолог непосредственно главному геологу. Я сейчас выполняю обязанности главного и участкового геолога, — рассказывает Оксана Курятова.
По её словам, рабочий день главного геолога начинается с планёрки, затем проводится анализ выполнения суточного плана по качеству и добыче угля. Часть рабочего дня приходится посвящать работе с документацией — её у геолога огромное количество — это договоры с подрядными организациями, проектные работы, планы и другая документация, связанная с гидрогеологией и археологией.
Также практически каждый день геолог работает в забое совместно с другими службами разреза:
· с отделом технического контроля осматривают забой и шурфы для прогноза качества угольных пластов, отбирают пластовые пробы;
· с горным участком определяют направление горных работ и объёмы запасов;
· если есть вопросы при вскрытии угольных пластов, то геолог также обязательно должен присутствовать в забое;
· присутствует геолог и при бурении вскрышных уступов.
Если говорить о приборах, с которыми работает геолог — это полевой дневник, для зарисовки вскрышных и угольных уступов, молоток, рулетка и геодезическая рейка, которая служит для измерения мощности вскрышных и угольных уступов.
Как стать геологом?
— Как стать геологом? На этот вопрос ответить непросто, на мой взгляд, им нужно родиться. Выучиться на геолога может каждый, но станет профессионалом лишь тот, кто готов отдать этой профессии все свои знания и время. Геология — это вечная учёба, по-другому никак, — считает Оксана Сергеевна.
Выучиться на геолога можно в горных, политехнических и исследовательских университетах страны, сдав экзамены по русскому языку, математике и физике. По словам начальника геолого-маркшейдерской службы ООО «Разрез Кирбинский» Оксаны Курятовой, желательно поступать на очное отделение:
«Заочное отделение — пустая трата времени: как показала практика, специалисты просто получают диплом, но потом не представляют, в чём суть работы геолога».
Профильные вузы, в которых можно получить специальность «Геолог»:
· ФГБОУ ВО «Московский государственный университет геодезии и картографии» (Москва) https://www.miigaik.ru/
· ФГБОУ ВО «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе» (Москва) https://www.mgri.ru/
· ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет геосистем и технологий» (Новосибирск) https://sgugit.ru/
· ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II» (Санкт-Петербург) https://spmi.ru/
· ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет» (Екатеринбург) https://ursmu.ru/
· ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина» (Москва) https://www.gubkin.ru/
· ФГБОУ ВУО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (Уфа) https://rusoil.net/
Насчёт поиска работы молодому геологу в настоящее время можно не волноваться — работы много. Данное направление сейчас очень популярно и в то же время редкое, а хорошие специалисты и вовсе на вес золота. Однако при этом нужно быть готовым к большой ответственности и иметь выдержку, так как работа в том числе связана с физическим трудом «в полях».
Большинство молодых специалистов, отработав пару месяце в геологии, понимают, что это не то, чем бы им хотелось заниматься по жизни.
Что интересного в профессии геолога?
— Моя работа интересна тем, что она не шаблонная. Каждый рабочий день — это новые поставленные задачи, которые надо понять и решить. Ну и конечно же, как без интересных находок? К примеру, работая в забое, я часто нахожу необычные образцы горной породы или угля, реже — окаменелости, — рассказывает Оксана Курятова.
Дома у Оксаны Сергеевны уже накопилась коллекция подобных находок. Один из самых ценных образцов коллекции — это окаменелости двустворчатых моллюсков.
— Этим образцом со мной поделился горняк, работающий на другом разрезе, который также разрабатывает залежи Минусинского бассейна. Насколько я знаю, ни у кого из моих коллег с других разрезов нет подобного образца, у всех обычно окаменелости деревьев и растений, — рассказывает Оксана Курятова.
На Кирбинском разрезе также находят окаменелости растений:
«Например, на дробле штабеля на складе обратила внимание на кусочек окаменелости с отпечатком растения, который пополнил коллекцию».
Также на разрезе обнаружили горный хрусталь. Необычный развал горной массы, похожий на ледник, возник во время горных работ на экскаваторе. При близком ознакомлении оказалось, что это кварцевое образование.
По словам начальника геолого-маркшейдерской службы ООО «Разрез Кирбинский», такие находки для Бейского каменноугольного месторождения редки: «В основном вскрышные породы сложены песчаниками, алевролитами, аргиллитами; реже — жеода* — это пустоты в камне, внутри которых и вырастают красивые кристаллы».
· *Жеода или жеод (от древнегреческого «землеподобный») — геологическое образование, замкнутая полость в осадочных (преимущественно в известковых) или некоторых вулканических породах, частично или почти целиком заполненная скрытокристаллическим или явнокристаллическим минеральным веществом.
В нашем случае пустота целиком заполнена кварцем, или горным хрусталём. А жёлтые вкрапления — это пирит, который ещё называют «золотом дураков».
Кто герой нашего рассказа?
Оксана Сергеевна Курятова трудится начальником геолого-маркшейдерской службы ООО «Разрез Кирбинский». Её путь в геологию начался ещё в детстве:
«Будучи ребёнком, я уже обращала внимание на какие-то интересные камешки: их цвет и форму. Часто задавала себе вопросы: откуда взялись горы, почему одна гора больше, другая — меньше, откуда текут реки... И на протяжении всей жизни я искала и находила ответы».
На многие вопросы нашей героини ответил Томский политехнический университет, когда она туда поступила. После окончания вуза Оксана Курятова стала специалистом в области геологоразведки и поиска месторождений твёрдых полезных ископаемых.
Но помимо этого Оксана Курятова ещё любящая жена и мама.
— Так сложилось, что моя семья: супруг, двое сыновей и я — все связаны с горными работами. Супруг тоже работает на разрезе, старший сын учится в горном техникуме, младший — ещё в школе, но уже проявляет интерес в геологии. Продолжает мою студенческую коллекцию минералов и горных пород, — рассказывает Оксана Сергеевна.
Свободное от работы и учёбы время семья Курятовых обязательно проводит вместе: в любой день не зависимо от времени года, они могут схватить удочки и уехать на рыбалку или на охоту. Отдых на природе стал уже семейным хобби.
К тому же отдых на природе — прекрасная возможность пополнить семейную коллекцию минералов и горных пород.
— Постоянно пополняем коллекцию в походах и поездках, поэтому образцов очень много. Это интересно ребёнку, он сам собирает камешки редких цветов и форм. Потом мы сидим, разглядываем все образы, а я рассказываю ему, что это такое и как оно образовалось в недрах земли, — делится Оксана Сергеевна.
В коллекции Курятовых есть интересные образцы: например, флюорит, гематит, мрамор, огранённый кварц, разные окаменелости.