Найти тему
Пограничный контроль

Кризис ангажированности и этика здравого смысла

Размышляя о причинах и следствиях текущего громкого скандала и всех предыдущих подобных конфликтов, я подумала вот о чем. А не является ли все то, что мы сегодня наблюдаем не только в этом нашем узком пузыре, но и в мире в самом глобальном смысле, ничем иным, как кризисом ангажированности? Не говорят ли нам все эти волны на бурном море о том, что глубоко под ними уже происходят тектонические сдвиги – сдвиги от ангажированности в сторону нормальной базовой этики здравого смысла?

В самом деле, человечество так долго жило в парадигме всеобщей и всеобъемлющей ангажированности, что давно привыкло считать это нормой. Даже в здоровых свободных обществах, где архаичная этика и ее паттерны с переменным успехом, но все-таки признаются деструктивными, ангажированность присутствует и существенно влияет на состояние умов, нравственность и этические принципы в людях.

Далеко ходить не надо – мы, собственно, все последние годы наблюдаем, к какой общественной катастрофе привела пoлитическая ангажированность на противоположной стороне земного шара. Как приверженность правилам, ритуалам, устоям, обычаям той или иной пoлитической силы приводит к тому, что наверх «всплывают» либо откровенно одиозные, либо мало дееспособные персонажи. Победил бы здравый смысл, а не все эти бесконечные «так заведено» и «так положено», все изначально пошло бы совсем по-другому. Все равно в конечном итоге к этому и пришли – а именно, к торжеству простого здравого смысла.

Pinterest
Pinterest

Что касается непосредственно нашего общества, ангажированность не только превратилась в большую проблему, но и в буквальном смысле стала опасной для жизни и здоровья. Да, довольно долго она заменяла нам этику здравого смысла, и в какой-то степени даже оправданно. Мы считали – и на тот момент вполне справедливо – что не бросать в трудную минуту того, кто обеспечивает твое существование, оставаться ему лояльным в период турбулентности и всевозможных неприятностей, поддерживать его в меру своих сил и способностей, на самом деле является хорошим человеческим качеством. Разве не это и есть верность, порядочность, честность? Даже известная смелость – попробуйте сами противостоять всему этому обличающему хору, продолжая доказывать невиновность своего патрона.

Но увы – то, что долгие годы успешно заменяло нам этику, таковой на самом деле, совсем не являлось. Потому что теперь, по прошествии уже 2,5 и даже больше лет мы знаем, что подобная лояльность своему патрону никого ни от чего не спасает и не защищает. И даже наоборот – именно она и является главной причиной всей этой чудовищной по своим масштабам и уровню разрушений и гибели катастрофы. Каким бы сумасшедшим бы не был тот, кто ее задумал, она была бы невозможной без тех, кто ее осуществил и продолжает осуществлять – именно из ложно понимаемой верности и преданности, а на самом деле, из ангажированности.

Все эти этические конфликты, которые мы наблюдаем все последние годы в стане «светлых сил», являются, в сущности, противостоянием носителей точно такой же по своей природе ангажированности и носителей принципиально иного этического подхода. То есть, такого подхода, когда черное – это черное, даже если тот, кто вам платит, объявляет это белым.

Никакая ваша личная верность и преданность тому, кто когда-то «выручил вас в трудную минуту», не может этот здравый этический подход заменить. Вы не виноваты в том, что ваш патрон из мецената превратился в Дона Корлеоне, если вы готовы честно это признать. Другое дело, если он всегда был таким, и вы об этом знали, но предпочитали это скрывать – и защищая сейчас его, вы защищаете, по факту, себя.

Как же жить, как же работать, если эта модель «ангажированности» становится все более бессмысленной и вредной? Несомненно, на смену ей придет другая, более справедливая и нравственно выверенная этическая и экономическая модель. Об этом беспокоится уж точно не стоит. Как писал Ярослав Гашек: «Никогда так не было, чтоб никак не было. Всегда так было, чтобы как-нибудь да было!» Наше дело – быть к появлению этих новых этико-экономических моделей готовыми и помогать их становлению и укреплению по мере сил. Сейчас мир разделяется уже по этому новому разлому – важно не медлить с выбором, на какой мы стороне.