Найти в Дзене
МУЖСКИЕ МЫСЛИ

Реализм в живописи: «Сенокос» Жюля Бастьен-Лепажа

Оглавление

«Сенокос» Жюля Бастьен-Лепажа: Как усталые крестьяне победили «Деревенскую любовь» и стали мемами XIX века

Представьте: Парижский салон 1878 года. В залах — шепот критиков, блеск шелковых платьев и запах свежей краски. Среди сотен полотен одно вызывает споры. Не мифические нимфы, не героические баталии, а… двое крестьян, которые так устали, что, кажется, готовы выдохнуть: «Всё, я в тильте». Это «Сенокос» Жюля Бастьен-Лепажа — картина, которая заставила парижан задуматься: а не переоценен ли гламур сельской жизни?

«Сенокос» (фр. Les foins), также известный как «Отдых в полях», — это картина, созданная в 1877 году французским художником Жюлем Бастьен-Лепажем.

На картине изображены отдыхающие после тяжёлой работы крестьяне — мужчина и женщина. Мужчина лежит на скошенной траве, накрыв голову соломенной шляпой, из-под которой видна его борода. Лица мужчины не видно. Молодая женщина-крестьянка сидит, но её поза и выражение лица также выдают крайнюю усталость.

Композиция картины «фотографическая»: линия горизонта поднята довольно высоко, так что большая часть заднего плана занята полем, скошенной травой и стогами, и только в самой верхней части видна небольшая полоска неба.

Размер картины — 160 x 195 см. Она принадлежит музею Орсе в Париже. 
«Сенокос» (фр. Les foins), также известный как «Отдых в полях», — это картина, созданная в 1877 году французским художником Жюлем Бастьен-Лепажем. На картине изображены отдыхающие после тяжёлой работы крестьяне — мужчина и женщина. Мужчина лежит на скошенной траве, накрыв голову соломенной шляпой, из-под которой видна его борода. Лица мужчины не видно. Молодая женщина-крестьянка сидит, но её поза и выражение лица также выдают крайнюю усталость. Композиция картины «фотографическая»: линия горизонта поднята довольно высоко, так что большая часть заднего плана занята полем, скошенной травой и стогами, и только в самой верхней части видна небольшая полоска неба. Размер картины — 160 x 195 см. Она принадлежит музею Орсе в Париже. 

Баттл картин: «Сенокос» против «Деревенской любовью», или Почему музей выбрал усталость

В 1885 году кураторы Люксембургского музея стояли перед выбором, достойным реалити-шоу: купить «Сенокос» или «Деревенскую любовь». Первая — про изнеможение после работы, вторая — про романтику в стогу сена. «Выбираем правду жизни!» — решили хранители искусства, словно предвидя, что через век Instagram заполонят фото «без фильтров». «Деревенскую любовь» увезли в Москву (спасибо Третьякову), а Париж оставил себе историю про то, как тяжело быть человеком-газонокосилкой.

Кстати, если присмотреться, мужчина на полотне накрыл лицо шляпой — жест, знакомый каждому, кто пытался скрыться от утреннего солнца после бессонной ночи. «Лицо? Не, не слышал», — будто говорит он. А его спутница сидит в позе, которая кричит: «Я бы легла, но мне ещё ужин готовить». Эмиль Золя, критик и знаток драмы, назвал Бастьен-Лепажа «внуком Милле и Курбе». Видимо, потому что тот унаследовал любовь к реализму, но добавил щепотку театральности: «Смотрите, как прекрасна наша усталость!»

Инстаграм XIX века: хэштег #ПравдаБезФильтров

Бастьен-Лепаж не был блогером, но его «Сенокос» — готовый контент для тренда на натуральность. Высокая линия горизонта? Это вам не случайный завал в Stories, а продуманный прием: 90% полотна — поле, стога и… никакого неба. Художник словно говорит: «Забудьте про голубые дали, вот настоящая жизнь — пот, солома и мозоли».

Искусствовед Нина Яворская отмечала, что здесь нет идиллии — только правда. Женщина на картине так устала, что, кажется, даже мышцы её пальцев кричат: «Я не могу». Репин, говорят, восхищался этим реализмом. Наверное, представлял, как ставит лайк под работой, подписывая: «Браво, Жюль! Ты чувствуешь боль как я в «Бурлаках»».

От Лувра до Орсе: как «Сенокос» стал арт-селебрити

Судьба картины — готовый сюжет для документалки. С 1929 по 1980 год она жила в Лувре, соседствуя с «Джокондой», но потом переехала в музей Орсе. Почему? Наверное, кураторы решили: «Моне и Ван Гог — это круто, но нам нужен кто-то, кто напомнит, что искусство — не только про красоту, но и про пот».

Сегодня «Сенокос» висит среди импрессионистов, будто хипстер на коворкинге: «Да, я не размытый, зато честный». Его герои — антиглобалисты XIX века, протестующие против романтизации труда. Их позы стали бы вирусными мемами: «Когда понедельник наступил, а ты ещё в поле», «Моя душа после дедлайна».

Почему «Сенокос» актуален в 2024?

Потому что мы все — те крестьяне. Только вместо косы — ноутбук, вместо поля — офис. Мы тоже мечтаем накрыть лицо шляпой (или хотя бы капюшоном) и закричать: «Я устал!» Бастьен-Лепаж, сам того не зная, создал манифест поколения burnout. Его картина — напоминание: даже в эпоху успеха и продуктивности можно (и нужно) позволить себе просто… упасть в траву.

Так что в следующий раз, проходя мимо «Сенокоса» в Орсе, задержитесь. Возможно, вы увидите в нём не просто крестьян, а себя — того, кто мечтает выключить уведомления и улечься в скошенную траву истории. Главное — не забыть поставить хэштег #ОтдыхВСтиле1877.

Материалы по теме