Или закат карьеры Роберта Фишера
"...И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их, и они, назвав его неоперенной стрелой с неотточенным наконечником, сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их — он не хочет делать этого..."(с) Максим Горький
После сдачи титула Фишер на долгое время пропал из новостей. Себя он впрочем продолжал называть сильнейшим, в мире поскольку матч с Карповым так и не состоялся, а что там решило ФИДЕ - это проблемы исключительно самого ФИДЕ. Он, Фишер выдвинул ясные и четкие условия, с ним не согласились, ну вот пусть дальше живут без него, как-нибудь сами. Бедняга не понимал или не хотел понимать одной простой вещи: если человек плюнет на всех - все утрутся, если все плюнут на человека - человек утонет.
Насколько Бобби Фишер был нездоров психически - вопрос дискуссионный. В фильме "Жертвуя пешкой" его изобразили чуть ли не как законченного параноика, страдающего от панических атак и видящего везде происки спецслужб. Но, как говорится, если у вас паранойя - это не значит, что за вами не следят. Родные американские спецслужбы наблюдали еще за его матерью, заподозрив в ней агента коммунистов. Фишер, посещавший Советский Союз также попадал под подозрение как возможно завербованный, но, судя по всему, ничего такого, что можно было бы вменить ему в вину, ФБР не нашло
Фишер жил в Пасадене, судился с журналистами, выпустившими о нем книгу, не спросив согласия. О нем потихоньку стали забывать. В 1981 его на вечерней прогулке задержали полицейские, приняв за грабителя банка и препроводили в участок. Два дня он находился там, причем за попытки сопротивления полицейские его побили. Само по себе заключение должно было негативно повлиять на ранимого и эгоцентричного Бобби - а уж рукоприкладство и подавно. Со временем Фишер обвинил во всех своих бедах евреев, стал ярым антисемитом (даром, что сам имел по матери еврейские корни), критиковал мировой заговор...ну вы знаете, это стандартный набор. Впрочем, его антисемитизм вредил похоже только ему самому.
В 1992 году рак-отшельник таки вылез наконец из своей раковины. Было объявлено, что 2 сентября состоится матч между Фишером и - падам! - Борисом Спасским, на условиях, который американец выдвигал еще перед несостоявшимся поединком с Карповым. Вроде как реванш. Матч состоялся в Югославии, играли до десяти побед, при счете 9:9 "чемпион" сохранял свое звание. При всем уважении к Борису Васильевичу, на фоне себя прежнего он был уже не торт, да и Фишер за годы отшельничества растерял форму и отстал от современных ему шахмат. Но зато на кону стояло пять миллионов долларов, который вложил в фонд банкир Ездимир Василевич.
И все бы ничего, но в Югославии шла гражданская война, и США наложили на нее эмбарго, исключавшее в том числе и проведение такого рода матчей. Фишеру пришло специальное уведомление от Госдепартамента, но - это же Фишер! - он публично наплевал на все запреты, за что ему грозил штраф и тюремное заключение. Деньги за турнир он заработал, а родину потерял
Теперь строптивый чемпион жил по разным адресам - то в Будапеште, то в Филиппинах, то в Японии. Он предложил нововведения - шахматные часы, добавляющие время после каждого хода, чтобы избежать цейтнота и вариант правил с расстановкой фигур, отличной от классической. И то, и другое обсуждали, в общем, еще до Фишера, но американец довел эти идеи до ума и запатентовал.
Тогда же Бобби, похоже, задумывается о выборе спутницы жизни - до этого шахматы интересовали его гораздо больше семьи. Он сходится сначала с венгеркой Зитой Райчани, потом с филиппинкой Мэрилин Янг. Последняя будет после смерти шахматиста доказывать, что ее дочь именно от Фишера, но ДНК-экспертиза не подтвердит отцовства. Спутницу жизни Фишер нашел в Японии в лице шахматистки Миёко Ватаи, выручившей его из последней в жизни сложной ситуации.
Попытавшись выехать в очередной раз из Японии на Филиппины, Роберт Фишер, внезапно обнаружил, что его паспорт аннулирован еще за год до того и теперь ему грозит экстрадиция в США. К этому времени он успел уже (не к своей чести) отрицать Холокост, поносить евреев и одобрять деятельность Аль-Кайеды (террористическая организация, запрещенная в России), но вот не позаботиться при этом о собственной безопасности и не озаботиться документами - это было весьма в его стиле. Фишер просидел восемь месяцев в тюрьме, а верная Миёко искала страну, готовую предоставить ему политическое убежище. Фишер прямо из тюрьмы сделал ей предложение - такой современный вариант свадьбы под виселицей. При всех недостатках Фишера нашлось немало стран, готовых дать ему приют - Германия, Сербия, Черногория и Исландия, где происходил исторический чемпионат 1972 года. Фишер выбрал Исландию. Таким образом он обрел хороший дом и хорошую жену - как мы знаем, это все что нужно человеку, чтобы спокойно встретить старость.
Роберт Джеймс Фишер, гордый, наивный, целеустремленный, требовательный и капризный, принципиальный, любящий деньги и хорошие костюмы, подозрительный, бестактный и ранимый, невероятно трудолюбивый и неимоверно неполиткорректный умер от почечной недостаточности в Исландии, прожив 64 полных года - столько же, сколько и клеток на шахматной доске.
Автор: Михаил Рыжок