Найти тему
Smart Simulation

История тепловоза ТЭ3

Для любого, кто интересуется железнодорожной историей СССР, тепловоз ТЭ3 - один из самых знаковых и узнаваемых локомотивов. Эти мощные и надежные машины работали на крупнейших магистралях Советского Союза долгие десятилетия.

В 1950-е годы на железных дорогах СССР активно шел процесс замены паровозов на более прогрессивные виды тяги - дизельные и электрические локомотивы. Для этих целей требовались новые, более мощные тепловозы, поскольку возможностей моделей ТЭ1 и ТЭ2 уже было недостаточно.

Работы по созданию нового тепловоза начались в 1950 году на Харьковском заводе транспортного машиностроения и Харьковском заводе тепловозного электрооборудования. Уже через 3 года, в конце 1953 года, была построена первая опытная секция ТЭ3-001, а в начале 1954-го - вторая секция ТЭ3-002. Впоследствии они были сцеплены и получили литеры А и Б в составе единого тепловоза ТЭ3-001. Обозначение "ТЭ" расшифровывалось как "Тепловоз с Электропередачей", а цифра "3" означала, что это была третья модель такого локомотива.

ТЭ3-1001 в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге ТЭ3-2068 в Киевском музее исторического подвижного состава. Источник: ru.wikipedia.org Авторство: Vitaly V. Kuzmin. http://vitalykuzmin.net/?q=node/607, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=41011008
ТЭ3-1001 в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге ТЭ3-2068 в Киевском музее исторического подвижного состава. Источник: ru.wikipedia.org Авторство: Vitaly V. Kuzmin. http://vitalykuzmin.net/?q=node/607, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=41011008

Серийное производство грузовых тепловозов серии ТЭ3 было развернуто сразу на трех заводах: Харьковском, Коломенском и Ворошиловградском (Луганском). Поскольку тепловозы ТЭ3 строили сразу три завода, эти тепловозы быстро появились во всех уголках СССР. Тепловоз ТЭ3 стал самой массовой серией на сети дорог Советского Союза. Тепловозы продолжали строиться вплоть до 1973 года, всего было выпущено 6797 тепловозов (Харьковским заводом построено 599 тепловозов, Коломенским — 404, Ворошиловградским — 5805). Это позволило в короткие сроки завершить переход на тепло- и электровозную тягу на всей сети железных дорог. В процессе производства конструкция ТЭ3 постепенно совершенствовалась. Так, в 1957 году на машинах появились большие обзорные окна, а с 1959 года их перестали оснащать буферами.

Тепловоз ТЭ3 представлял собой двухсекционную машину, в которой каждая секция опиралась на две трехосные тележки. В качестве силовой установки использовались бескомпрессорные дизельные двигатели мощностью 2000 л.с. Конструкционная скорость локомотива составляла 100 км/ч. Эти мощные и надежные тепловозы успешно справлялись с перевозкой тяжеловесных грузовых поездов на крупнейших магистралях страны, работая в самых разных климатических условиях.

Технические характеристики:
Высота — 4825 мм
Длина — 2 × 16 974 мм (33 948 мм)
Ширина — 3270 мм
Колея — 1524 мм
Конструкционная скорость — 100 км/ч
Минимальный радиус прохождения кривых — 125 м
Мощность дизел0я (2Д100) — 2×2000 л.с. (4000 л.с.)
Мощность ТЭД — 2 × 6×206 кВт (2472 кВт)
Тип ТЭД — коллекторные, ЭД-200
Осевая формула — 2×(30-30)
Служебная масса — 2×121 т (242 т)
Тип передачи — электрическая, постоянного тока
Тип — грузовой

Первый тепловоз ТЭ3-001 Харьковского завода. Источник: ru.wikipedia.org Авторство: Ataman8888. Trainpix, CC0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=45001920
Первый тепловоз ТЭ3-001 Харьковского завода. Источник: ru.wikipedia.org Авторство: Ataman8888. Trainpix, CC0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=45001920

Главным недостатком тепловоза была неприспособленность дизеля для работы при переменных и неполных нагрузках. Это приводило к частым выходам его из строя. Большие недостатки имелись в системе охлаждения — при перегреве дизеля происходили выбросы охлаждающей воды. Особенно это ощущалось в безводных районах СССР, там машинисты были вынуждены доливать в систему охлаждения дизельное топливо, в результате резко возрастала пожароопасность. Усугубляло проблемы и плохое техническое обслуживание. Позже предпринимались попытки замены дизеля 2Д100 на Д49, однако, ввиду ориентации промышленности на построение более мощных тепловозов (от 3000 л. с. в секции и более) и появления соответствующих типов машин большого распространения они не имели.

На протяжении нескольких десятилетий ТЭ3 оставались одними из самых массовых и востребованных магистральных локомотивов Советского Союза. Выпуск ТЭ3 был завершён в 1973 году, всего было выпущено 6,8 тыс. тепловозов данной серии, самой массовой до появления ТЭ10. Их эксплуатация продолжалась вплоть до 1990-х годов, а некоторые машины этой серии встречались на путях даже в начале 2000-х.

Сегодня несколько образцов ТЭ3 бережно хранятся в железнодорожных музеях, где они служат живыми свидетелями славной истории отечественного тепловозостроения. Неудивительно, что этот локомотив стал одним из самых узнаваемых символов советской железной дороги.

ТЭ3-1001 — первый ТЭ3 Коломенского завода. Источник: ru.wikipedia.org Авторство: Sergey Nemanov. Собственная работа, CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1950144
ТЭ3-1001 — первый ТЭ3 Коломенского завода. Источник: ru.wikipedia.org Авторство: Sergey Nemanov. Собственная работа, CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1950144

Благодарим за внимание! Не забывайте подписываться и ставить лайки!

Традиционно, Smart Simulation!