/Иркутская область/
Дороги в Сибири называют красивым словом «тракт». Голоустненский тракт начинается в Иркутске, а заканчивается в поселке Большое Голоустное, сразу после моста через реку Голоустная. Здесь всё важное связано с рекой, и это отразилось в названиях географических объектов. Первые русские поселенцы вышли к берегу Байкала по руслу реки. Тракт появился позже, как следствие выгодного положения поселка, использовавшегося в качестве перевалочного пункта для торговли с Забайкальем. Сейчас это весьма популярное туристическое место. И встречает туристов кафе.
Что уже удивительно. Ведь я думала, что наш микроавтобус приедет куда-то на конец света, где только несколько домов, а за ними лес и озеро. Оказывается, всё не так. В Большом Голоустном живет довольно много людей, по данным крайней переписи почти 600, причем все предыдущие переписи показывают хоть незначительный, а все же прирост населения.
Буряты, первыми обжившие эти места, говорили про дельту Голоустной, к которой прилепился поселок, что здесь «без ножа мясо, без топора дрова». Наверно, еще и без удочки рыба. В общем, менять эту деревенскую жизнь на городскую местное население, кажется, не планирует. Чем живут здесь люди сейчас, я могу только предположить. Но, похоже, не бедствуют.
Наиболее успешный бизнес, как мне показалось, связан с туристами — им сдаются внаем дома, домики, комнаты, всё, что можно сдать. Но есть тут и большие стада коров, и лодки у хозяйских домов припаркованы. Несколько магазинов, один из которых настоящий супермаркет с парковкой перед входом, на которой есть разметка и отдельное место для инвалидов. Так что, если вы решили заехать в Большое Голоустное по пути (??? куда-то), то с обычной карточкой не пропадете.
А также здесь работают все крупные мобильные операторы и ходит общественный транспорт из Иркутска. Кстати, если с вашим смартфоном что-то не так, то можно позвонить и из таксофона. Он работает. А вот Дом досуга, на стене которого таксофон установлен, был закрыт, вероятно, из-за того, что вечер.
Микроавтобус на 17 мест отправляется из столицы региона дважды в день, в 6 и 16 часов, и добирается до Большого Голоустного за 2 часа 40 минут, по дороге останавливаясь в Малом Голоустном и Нижнем Кочергате. Собственно, по дороге из Иркутска остановиться больше и негде.
Главная улица, улица Кирова, продолжающая Голоустненский тракт, вначале идет параллельно одной из проток реки и вместе с ней почти впадает в Байкал, становясь Большой Байкальской тропой.
Я уже упоминала, что история поселка тесно связана не только с Байкалом, но и рекой. Например, одной из причин изобилия в прежние времена была утиная охота в дельте реки, ну это плюсом к тому, что «без ножа мясо, без топора дрова». В общем, географическое положение обязывает жить и радоваться. Первым это сделал бурят Саргил, обосновавшийся у Голоустной, согласно государевым записям, в 1673 году, в связи с чем возникает подозрение, что служивые люди лишь тогда догадались коренных жителей посчитать. Сами же они впервые прибыли сюда примерно на 20 лет раньше, следуя в составе посольства по Голоустной и дальше на другой берег Байкала, в Монголию.
Посольство столкнулось с неожиданными трудностями: воины хана, не разобравшись в ситуации, напали на русских посланцев и многих убили. Но именно деятельность этого посольства дала возможность русским закрепиться на дальнем берегу Байкала. Рядом с могилами наших соотечественников был основан Посольский монастырь, который занимался просветительской деятельностью и контролировал переправу. Благодаря этой переправе село Голоустное начало расти и развиваться.
За долгое время переправа неоднократно переходила в частные руки и возвращалась обратно. Число поселенцев в дельте Голоустной увеличивалось, в том числе за счёт обращённых в христианство бурят.
Бурятами здесь же была обретена и чудотворная икона Святителя Николая. Христианское просветительство на тот момент уже достигло этих мест, и в сложных жизненных обстоятельствах (а именно, шторм и буря) буряты, возможно, перепробовав обращения ко всем своим богам, стали молиться новому Богу, и тогда им была явлена икона. Точнее, деревянная фигура Святителя Николая.
Спустя лет сто церковное начальство спохватилось, и ценную икону решили перенести из маленькой часовни в Голоустном в большой Посольский монастырь. Но ночью икона из запертого храма переместилась обратно в село. Тогда уже в Большом Голоустном было решено построить церковь, новый храм освятили в 1857 году.
Во времена богоборчества начала прошлого века один из фанатиков-атеистов разрубил святыню на части. Прихожанам удалось сберечь части фигуры, и говорят (у меня не было возможности увидеть лично), что сейчас воссозданная святыня с подлинными фрагментами хранится в новой Никольской церкви. Храм за долгие годы тоже претерпел немало, и нынешняя церковь освящена уже в 2004 году. Зато приросла часовней в честь Порт-Артурской Божией Матери.
Вышеизложенное — лишь сжатый и максимально конспективный пересказ истории посёлка Большое Голоустное. Она густо наполнена событиями, да и продолжительность у нее немалая. Пётр I только задумывался о строительстве северной столицы, а здесь, в дельте Голоустной, на берегу Байкала, жизнь уже кипела.
Хочу отметить ещё один важный момент. Часть этой богатой истории — взаимодействие русских и бурят. Это не банальное соседство. Буряты и русские здесь всегда жили не просто рядом, а вместе. Возможно, и этот фактор сказался на интенсивном развитии региона в давние времена.
В общем, рассказ об истории Большого Голоустного может затянуться, поэтому обратимся к дню нынешнему. Впечатляющая поселковая школа помогла мне увидеть аналогию, которая давно зудела в моей голове, никак не решаясь быть высказанной.
Большое Голоустное поразительно напоминает Булунгу в Чегемском ущелье — такой же посёлок на краю цивилизации. Только там дорога по ущелью ведёт дальше к горам и ледникам, а здесь — к Байкалу. Оба этих посёлка — границы миров, они отделяют мир людей и машин от мира нетронутой природы.
Удивительно, как хорошо налажен быт на этих двух краях вселенной. И школа здесь такая же большая и красивая, как в Булунгу, и храм новый (там мечеть), и эти тучные коровы, и множество других совпадений. Только вот почта и Дом досуга в Большом Голоустном победнее, зато транспортная доступность получше.
Оба поселка — места притяжения туристов, там путешественники напоследок могут поспать в настоящей кровати. Ну и в самих селах есть на что посмотреть.
В «шаговой доступности» от Большого Голоустного — гора Майлгар, где мы уже побывали, и, тесно связанная с ней преданиями о шаманах, тополиная роща.
От Никольской церкви совсем уж комфортная дорога, по виду доступная для проезда на автомобиле, ведет к вершине горы Саган-Хада. Конечно, священной. В этих краях найдется легенда почти для любого географического объекта, исключение составляет, пожалуй, вершина Бурхан-Хоргой, что тоже рядом. Длинный склон Саган-Хады тянется вдоль поселка, и кое-где можно увидеть надписи, выложенные туристами с помощью белых камней, которыми славится гора.
Мы проходим дальше, к южной оконечности села по улице Кирова. Ожидаемо, но все равно как-то «вдруг» улица перерождается в Большую Байкальскую тропу, по которой мы двигаемся к следующему приключению — мокрой авантюре на сухом озере. Рассказ об этом впереди,
а пока читайте историю об упомянутом балкарском селе в публикации → «Затерянные миры Чегемского ущелья. Село Булунгу» и статью о том, что видно со священной горы Майлгар около Большого Голоустного, по этой ссылке →.
23–24.06.2024