Найти тему

Владивостокский тоннель. История и современность

Оглавление

О Владивостокском тоннеле ходит много легенд. Кто-то считает, что именно там спрятано колчаковское золото, кто-то рассказывает о многочисленных потайных тоннелях вокруг.

Нереализованный замысел

Говорить о необходимости тоннеля начали ещё в начале прошлого века в связи с Русско-японской войной, но утвердили проект только в 1912 году.

По нему предполагалось построить железнодорожную ветку от станции Первая Речка до станции Гнилой Угол, на которой разместится тоннель длиной 1380 метров. Ещё через пару лет выделили деньги и началась стройка. Её планировалось завершить к весне 1916-го, но построить успели только часть: началась Первая мировая война.

Гнилой угол
Гнилой угол

Возобновление работ

Прошло больше десятилетия перед тем, как работы возобновились. Решение приняли в 1931 году, после визита во Владивосток Климентия Ворошилова. Тогда над страной вновь нависла угроза со стороны Японии. Стройка продолжилась в 1933-м.

На ней трудились вольнонаёмные рабочие и военные строители, которым приходилось непросто: уже проложенная часть тоннеля за время простоя пришла в запущенное состояние, находиться внутри было опасно для жизни. Сначала расширили уже имевшийся отрезок, затем вели взрывные работы и прокладывали ход дальше. В 1935-м тоннель заработал.

Вид на портал тоннеля сверху: stroi.mos.ru, CC BY 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=129825768
Вид на портал тоннеля сверху: stroi.mos.ru, CC BY 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=129825768

Новая жизнь и реконструкция

Его основное предназначение тогда — отправка бронепоезда и артиллерийские установки в бухту Улисс в случае нападения Японии. Но затем его стали использовать для других целей: в 50-х по тоннелю начали ходить грузовые поезда, а в 70-х, после электрификации, по нему отправились пассажирские электрички.

stroi.mos.ru, CC BY 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=129825760
stroi.mos.ru, CC BY 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=129825760

Со временем встал вопрос о реконструкции тоннеля. Дело в том, что при взрывных работах в грунте образовались дыры, в них копилась вода, которая затем попадала в тоннель. Зимой вода замерзала, приходилось рубить и вывозить кубометры льда. Для отвода грунтовых вод рядом пробили дренажную штольню, но она не особенно помогла.

В итоге в 2016-м началась реконструкция, она продлилась три года. Тоннель модернизировали, а его порталы отреставрировали, сохранив их исторический облик.

Если отправитесь во Владивосток, не забудьте почитать в пути наш маршрут по городу.