Найти в Дзене

Россия продолжает поставлять газ в ЕС через Украину. Договор транзита истекает в конце года и вряд ли будет продлен. Но стороны могут найти

Оглавление

неожиданные альтернативные решения

Часть 2.

Часть 1.

В поисках экономической выгоды без политического ущерба

Вплоть до весны этого года Киев не раз заявлял, что готов предоставить свои трубы под транзит столько, сколько потребуется западным партнерам. Например, в марте об этом говорили премьер-министр Денис Шмыгаль и оператор газотранспортной системы. Однако чем дальше, тем четче звучит политическая воля не вести дел со страной-агрессором. Министр энергетики, глава «Нафтогаза», а недавно и президент Украины Владимир Зеленский заявили, что договор о транзите не будет продлен ни при каких условиях.

Так политическая воля, в первую очередь Украины, но и ЕС в целом, вступила в конфликт с экономической выгодой всех трех сторон. В результате в последние месяцы все активно ищут альтернативные решения,

которые порой принимают неожиданный характер.

Россия уже заявила, что альтернативой могут служить поставки СПГ морем и «маршруты, связанные с Турцией». Самым логичным действительно кажется решение направить в Европу нужные объемы по второму работающему коридору — через «Турецкий поток». Однако пропускная способность маршрута ограничена, а доступные мощности уже во многом заняты. Кроме того, по оценке Центра изучения демократии, Россия может расширить поставки через Болгарию: по договору с оператором «Булгартрансгаз» «Газпром» имеет право бронировать до 90% мощностей пункта пропуска на турецко-болгарской границе, а пока использует только 75%. Увеличив эту цифру, Россия выбьет себе дополнительные 2,5 млрд кубометров поставок через «Турецкий поток».

В то же время в Европе развивают проект так называемого «Вертикального газового коридора», который должен объединить уже существующие газовые сети Греции, Болгарии, Румынии, Венгрии, Словакии, Молдовы и Украины в общую инфраструктуру. Идея родилась еще в 2014 году, когда страны Центральной и Юго-Восточной Европы задумались о том, чтобы диверсифицировать поставки топлива в регионе и получать его с юга. Такой коридор мог бы снабжать Балканы, Венгрию, Словакию и, возможно, даже Польшу и Австрию газом, который приходит по Трансанатолийскому газопроводу (TANAP) из Азербайджана или со всего мира на греческие и турецкие СПГ-терминалы. Этот газ можно будет прогнать на север вплоть до Украины и поместить в ее обширные хранилища для нужд стран-участниц «Вертикального коридора».

Добавьте описание
Добавьте описание

Датчик давления на газокомпрессорной станции в восточнословацком городе Вельке-Капушаны, Словакия, 2 сентября 2014 года. Фото: Filip Singer / EPA

Кроме того, часть украинской газотранспортной системы может продолжить транзит в Центральную Европу, только уже из Румынии и Молдовы по Трансбалканскому газопроводу. Правда, это потребует серьезных вложений для перестройки инфраструктуры. «[Такой коридор] от Турции до Польши можно создать, но это даже не миллиарды, а десятки миллиардов долларов, — считает Корольчук. — Там нужны полноценные газопроводы, а не интерконнекторы. Точечно закрыть проблему — да, это поможет, но постоянного, стабильного потока не будет. Пережить холодную зиму и вообще решить какую-то напряженную ситуацию за счет такого вертикального коридора пока не получится».

Однако поиски решения не ограничиваются обсуждением технических возможностей, которые можно было бы использовать.

Поскольку основным препятствием для всех сторон являются политические ограничения, вариант, который может всех устроить, — искусственно поменять «происхождение» поставляемого из России газа.

Например, «Газпром» может воспользоваться тем, что по договору 2023 года между турецкой газовой госкомпанией BOTAŞ и «Булгартрансгазом» Турция может поставлять через Болгарию в Европу 3,65 млрд кубометров газа в год. Поскольку по турецким законам весь природный газ, поступающий в Турцию, становится собственностью монополиста BOTAŞ, российский газ может частично влиться в этот поток под видом турецкого. Более того, в конце августа Турция заявила, что планирует нарастить поставки через Болгарию до 7,5 млрд за счет газового микса под креативным названием Turkish Blend. Это будет смесь газов из разных источников: в первую очередь, турецкого и российского, а также СПГ из США, Катара, Алжира, Нигерии и Омана.

Также известно, что с 2023 года «Газпром» и BOTAŞ работают над проектом создания крупного газового хаба в Турции. Россия пока что загружает всего две трети потенциальной мощности на двух газопроводах, соединяющих ее с Турцией («Турецком потоке» и «Голубом потоке»). Этот люфт позволяет «Газпрому» пускать по трубам через Черное море еще по 810 млрд кубометров в год, обезличивать их в турецком хабе и преподносить европейскому потребителю под видом азербайджанского или СПГ.

Что касается Азербайджана, это еще один важный претендент на посредничество между российским поставщиком газа и европейскими покупателями.

Добавьте описание
Добавьте описание

Добыча нефти и газа в Азербайджане. Фото: Максим Шипенков / EPA-EFE

В начале лета стало известно, что страны Центральной Европы обсуждают с Азербайджаном вариант продолжения транзита через Украину, но с заменой российского газа на азербайджанский.

Наиболее активную позицию занимает премьер-министр Словакии Роберт Фицо, которые посетил Баку еще в мае и первым озвучил такие намерения. Вероятнее всего, речь идет о продолжении транзита при участии России, но с обменом (свопом) газовыми объемами между азербайджанской нефтегазовой компанией SOCAR и «Газпромом».

Идея закачивать азербайджанский газ в украинские трубы оригинальна сама по себе, но еще большее удивление вызывает готовность Баку обеспечить поставки. Он уже несколько лет экспортирует в Европу по 11–12 млрд кубометров природного газа в год, но лишнего газа у Азербайджана нет. По подсчетам экспертов, в ближайшем будущем страна не в состоянии нарастить ни добычу, ни поставки в ЕС. Аналитический центр Energy Aspects оценивает, что азербайджанский газовый экспорт мог бы вырасти максимум на 1,7 млрд кубометров в год.

«И вдруг Алиев откуда-то называет цифру в 20 млрд, — усмехается Гончар, имея в виду обещание главы Азербайджана к 2027 году поставлять в ЕС «как минимум» 20 млрд кубометров газа. Эксперт рассуждает: — А у кого есть [такой объема] газа? Он есть у “Газпрома”». «Понятно, что физически это будет российский газ», — согласен с этим и Корольчук.

Официальный Киев, вероятно, понимает, что поставляемый по такому альтернативному договору с Азербайджаном газ все равно останется российским. Но при этом в «Нафтогазе» все равно с интересом относятся к идее посредничества Азербайджана или той же Турции для продолжения транзита. Главное — не иметь никаких прямых отношений с Москвой после 2024 года.

«Газовый обмен не только [поддерживается] европейскими покупателями вроде Словакии и Австрии, но также выгоден и поставщикам: Россия могла бы сохранить объемы добычи, Украина — уникальное положение страны-транзитера. А Азербайджан мог бы внедрить новый экспортный маршрут, укрепив свои позиции как поставщика ЕС, — говорит Кристоф Хальзер из Rystad Energy. — Но несмотря на выгоду от сделки для большинства участников, готовность ЕС подписаться на то, что некоторые воспринимают как “перемаркировку” российского газа, встречает сопротивление из-за репутационных рисков».

Добавьте описание
Добавьте описание

Открытие газопровода «Голубой поток» из России в Турцию через Черное море на насосной станции Ботан в деревне Дурусу, Турция, 17 ноября 2005. Фото: Kerim Okten / EPA

Договора нет — транзит есть?

Будет или не будет продолжен транзит российского газа через Украину по прямому договору между «Нафтогазом» и «Газпромом» после 31 декабря 2024 года — вопрос, на который у экспертов пока что нет однозначного ответа.

«Я думаю, что пока, этот транзит будет существовать в каком-то виде, — считает Корольчук. — Будет ли это азербайджанский газ, как это там назовут, — это уже другой вопрос. Людям главное, чтобы был газ и чтобы была нормальная цена». Продолжение транзита позволит России зарабатывать от торговли с ЕС и не потерять там хоть какое-то политическое влияние. Украина тоже сможет сохранить свой традиционный инструмент давления и в то же время поддерживать свою газотранспортную сеть в тонусе. У каждого свой интерес.

«На мой взгляд, транзита не будет, — говорит Гончар. — Пока российская агрессия будет продолжаться, это невозможно. Ни в каком виде. Транзит остается только потому, что Украина стремится сохранить поставки газа для западных партнеров. Но договору скоро [конец], и пролонгировать его нет смысла».

«Наше базовое предположение заключается в том, что по истечении срока действия текущей сделки газ по украинской трубопроводной системе поступать не будет, — говорит Хальзер. — Похоже, рынок тоже оценивает это как наиболее вероятный сценарий, учитывая разницу цен в Центральной Европе для контрактов на декабрь 2024 года и январь 2025 года».

При этом эксперты готовы допустить, что текущий договор транзита между Москвой и Киевом продлен не будет, но газотранспортная система Украины будет продолжать тем или иным образом использоваться для транспортировки даже не «перекрашенного» под азербайджанский или турецкий, а и в документах обозначенного как российский газа.

Например, есть вариант, при котором забота о транзите будет переложена на плечи европейцев. «Если кого-то так уж сильно интересует российский газ, то может быть такая опция: Украина заключает контракт с компанией-покупателем российского газа в Европе, а та сама берет этот газ на украинско-российской границе», — говорит Гончар.

Добавьте описание
Добавьте описание

Коммунальщики ремонтируют газовую трубу в попытке подготовить частный дом к зиме в селе Русские Тышки Харьковской области, Украина, 5 октября 2022 года. Фото: Сергей Козлов / EPA-EFE

В таком случае европейские газовые трейдеры будут напрямую закупать газ у «Газпрома» и уже потом организовывать его прокачку через территорию Украины. Киев будет оказывать услуги европейским компаниям и избежит каких-либо отношений с Москвой.

Такой расклад обсуждался еще в 2019 году как альтернатива договору «Газпрома» с «Нафтогазом». Но тогда проект не вызывал у трейдеров из ЕС энтузиазма, потому что сулил множество рисков, связанных с прокачкой газа через зону боевых действий и непредсказуемыми тарифами на транзит. Однако сейчас вариантов немного, и европейские компании уже вернулись к обсуждению этого сценария.

Еще один вариант, как пишет Bloomberg, который практиковался до 2022 года: даже после окончания долгосрочного договора с «Нафтогазом» «Газпром» может продолжать резервировать мощности украинских магистральных трубопроводов по краткосрочным контрактам с европейскими клиентами.

Наконец, в этой ситуации, по мнению Корольчука, может случиться и неожиданный поворот, при котором транзит продолжится без всяких договоров. «Россия просто скажет — да, договора нет, но мы же понимаем наших партнеров в Европе и в качестве жеста доброй воли продлеваем транзит без контракта, — рассуждает он. — Тогда Украина попадет в патовую ситуацию. Получается, мы тоже должны проявить жест доброй воли и сказать: хорошо, договора нет, но мы принимаем этот газ. Это даже может стать условиями мирных переговоров».

Еще по теме экономики и технологии:
Мы с семьей живем на 30 тысяч в месяц. Я — жена военного, и его зарплата — единственный источник дохода для нас и ребенка. Мы взяли ипотеку, делаем ремонт служебной квартиры и жестко экономим
Интернет-провайдеры потребовали прекратить замедлять YouTube из-за массовой потери абонентов
Российский бизнес резко перестал платить налоги: долги перед бюджетом достигли исторического рекорда
Россия начнет платить Китаю криптовалютой за необходимые товары

Пожалуйста, подпишитесь на новый канал "Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ"