Мы все хотим производить благоприятное впечатление на окружающих, стараемся быть воспитанными, а значит, тактичными, вежливыми, соблюдающими этикет. Особенно это заметно, когда мы разговариваем. Иногда мы стараемся слишком сильно.
Сегодня о пяти фразах, которые только на первый взгляд говорят о нашей вежливости, но это не так.
5 вежливых фраз, которые не делают вас вежливым человеком, скорее, наоборот.
Заранее спасибо
Встречали или, может, сами говорили или писали это выражение? На первый взгляд подвох не заметен - мы обращаемся за услугой и авансом его благодарим, что может быть не так? По мнению психологов, эта фраза чистой воды манипуляция, даже если человек, произносящий её, этого не осознают.
Дело в том, что заранее поблагодарив человека за услугу, которую он еще не оказал, мы не оставляем ему выбора. Это ставит собеседника в крайне неудобное положение, а если он не сможет помочь, то еще и вызовет чувство вины.
Использование этой фразы в деловой переписке может негативно отразиться на вашей репутации. Благодарить нужно только после получения услуги.
Приятного аппетита
Неужели даже с этой фразой что-то не то? Оказывается по правилам этикета, произносить “Приятного аппетита” разрешено только тому, кто непосредственно готовил еду или официанту. Специалисты и вовсе считают, что эта фраза может быть воспринята как нарушение личных границ.
По-настоящему воспитанные люди не затрагивают тему физиологии, особенно с незнакомыми и малознакомыми людьми. Желать «приятного аппетита», если очень хочется, можно только близким людям.
Будьте здоровы
Недавно ехала в маршрутке и наблюдала за такой ситуацией: человек чихнул и почти вся маршрутка хором “Будьте здоровы”. Какие воспитанные у нас люди, подумают те, кто не знает, что такая реакция - проявление фамильярности, а не воспитания.
Говорить “будьте здоровы”, как и “приятного аппетита” можно только близким людям. А что же делать, когда при вас чихнул незнакомый человек? Воспитанные люди просто не будут реагировать, они сделают вид, что ничего не было.
Доброго времени суток
Поклонники этого приветствия оправдывают его использование тем, что люди живут в разных часовых поясах, и они неуместным писать «доброе утро” или “добрый день», не зная в какое время получатель откроет письмо или подписчик блога прочитает пост.
По речевому этикету лучше использовать универсальные приветствия «приветствую», «здравствуйте» или «добрый день”. Поверьте, никто на вас за это не обидится. А вот выражение “доброго времени суток” может негативно сказаться на отношении к вам.
Что не так с этой фразой? Неправильный падеж. Лингвисты устали повторять, что в русском языке родительный падеж предназначен для прощания, а не для приветствия. Для приветствия есть именительный падеж. Ведь именно он - начальная форма, поэтому логично с него начинать общение. Получается, что фразой «доброго времени суток» логичнее завершить общение. Хотя и в этом контексте она звучит нелепо.
Извините за беспокойство
Штамп, который вызывает у большинства читающих его или слышащих, негативную реакцию посильнее, чем “доброго времени суток”. В этой пустой фразе нет смысла. Как и в подобных ей: “есть ли минутка”, “удобно ли сейчас говорить”.
Человек, когда читает эту фразу или слышит ее, уже уделяет своё время, так зачем заставлять тратить на вас его еще больше? Он уже взял трубку, открыл ваше электронное письмо или читает ваше сообщение в телефоне, а значит, уже отвлекся на вас. В этой фразе нет ничего уважительного, скорее, наоборот, через нее вы проявляете неуважение к собеседнику и его времени. Уважение - это когда в разговоре или письме после приветствия сразу переходят к сути.
Хуже извинений за беспокойство выглядит только “Здравствуйте” без продолжения. Встречали? Вам в мессенджер приходит только одно это слово и собеседник ждет ваш ответ, чтобы продолжить разговор.
Надо ли говорить, что 99% таких отправителей сразу улетают в бан?