Здравствуйте!
Читаю сейчас философские работы женщины- психоаналитика Лу Саломе. Нахожу здесь много интересных взглядов на природу женственности, и они оказываются очень созвучны моим собственным мыслям об архетипе Императрицы в системе Таро.
По Лу Саломе, женщина - это «дерево, которое просто хочет БЫТЬ - в священном буйстве своего цветения, созревания, красоты, дающей тень, потому что это значит, что из него возникнут новые побеги, новые деревья».
Очень понравилось, как Лу Саломе объясняет принципиальные различия между мужчиной и женщиной. Она считала абсурдным само стремление женщины уподобиться мужчине и утверждала: «Нет ничего более смертельного для женщины, чем тягаться с мужчиной в профессиональном успехе».
В книге Лу Саломе «Эротика» приводится шутливая аналогия между мужским и женским началом. По ее словам, в женском начале есть самодостаточность и покой, словно аристократ голубых кровей из своего замка наблюдает за предприимчивым новичком, который беспокойно стремится вперед, со страстью преследуя внешние цели, все больше расщепляя свои силы и свою сущность на службе прогресса и специализации. А тем временем идеал совершенства и конечный пункт усилий для него воплощен в той самой величественной позе аристократа, и достижение этого идеала займет наверняка немало времени.
... в основании женского начала лежит уже примитивно и элементарно обозначенная действительная гармония, надежная округлость, таящееся в себе великое временное совершенство и заполненность. В нем имеется самодостаточность и собственное великолепие, и глубинные устремления сущности этого начала несовместимы с беспокойством и неутомимостью того, что вечно нацелено вперед, к последним внешним границам, и все сильнее и острее подтягивает и дробит свои силы на ограниченно-специализированные занятия.
В своих психоаналитических статьях Лу Саломе писала: «...плюсом женской работы является то обстоятельство, что у высших животных ребенок созревает в материнском организме, – материнское тело подобно матери-Земле, где укрыто зерно – ребенок, – чтобы, вскормленное ею, прорасти к жизни».
Само понятие женственности - это то, что мужчина подавил в себе, позабыл, вывел наружу и... как бы переложил на женщину. И потому она - то, к чему он лишь иногда имеет доступ внутри себя, "никогда в долинах жизни, но всегда - на вершинах гор". "И когда мужчина потихоньку спускается с этих высот в обычную жизнь и видит женщину - тогда кажется ему, будто он узрел внутренние пространства своей души в форме молодого удивительного существа, в котором так и остается загадкой: становится ли оно на колени, чтобы быть ближе к земле или чтобы сильнее открыться небесам. Она - словно оживший библейский символ: "все твое на этой земле, но сам ты принадлежишь Богу".
Лу была уверена: религиозная страстность, сексуальная любовь и творчество исходят из одного источника. Тройственная функция женщины символизирует тройственность жизненной силы - женщина может быть одновременно (и часто так и бывает) любовницей, матерью и мадонной. В известной степени в этих размышлениях можно уловить предвосхищение знаменитого юнговского архетипа Анимы (образа вечной женственности), тоже имеющего три ипостаси: девственницы (Коры), Великой Матери и искусительницы, которые противоречиво сплетаются в мужских фантазиях о женщинах.
(Лариса Гармаш: "ЛУ САЛОМЕ (удивительная история жизни и приключений духа Лу фон Саломе)".
Согласно теориям Лу Саломе, женщина живет в намного более непосредственном, углубленном и вовлеченном отношении к своему телу, и потому посредством женщины яснее, чем посредством мужчины, проявляется тот факт, что "интеллектуальная жизнь - это цветение, преобразование великого сексуально определяемого корня всего сущего в абсолютно совершенную форму". Женщина не склонна отделять цветение от корня.
Немного об авторе
Женщина хранит внутренний опыт того, что суть вещей в конце концов отнюдь не проста и логична, но многозначна и нелогична. (Лу Саломе).
Столь же многогранна и необычна личность была самой писательницы. В жизни Лу Саломе самым причудливым образом смешались наука и любовь, высочайший интеллект и женская непоследовательность. Уникальными были отношения Лу с мужчинами: в ней одновременно присутствовала и возвышенная холодность Жрицы, далекой от телесных утех, и земная теплота и жизнелюбие чувственной Императрицы, от красоты которой сходили с ума ее современники.
Лу Саломе «...порождала в них необходимость творчества и была их стимулом. Но как личность она оставалась игроком. Все ее мужчины нуждались в ней, но каждый ее любовник в конце концов обнаруживал, что она ему не поддается, уклоняется от него» (Пол Роазен).
Зигмунд Фрейд, который дал своей ученице Лу Саломе почетное прозвище «матери психоанализа», писал о ней так: «У нее был дар полностью погружаться в мужчину, которого она любила. Эта чрезвычайная сосредоточенность разжигала в ее партнере некий духовный огонь».
Если верить наблюдениям ее современников, то по своему психотипу Лу была наиболее близка к Королеве мечей - ее называли Ледяной девой, которая может подпитывать творческие и интеллектуальные силы мужчин, и в то же время разрушать их сердца и жизни. Петер Гаст, один из ее многочисленных обожателей, в своей книге, посвященной отношениям с Лу, отмечал, что она одной рукой убивает, чтобы другой подарить новую жизнь.
Однако, всем своим мужчинам, которые когда-либо творчески поддержали, чему-либо научили или вдохновили ее, Лу щедро отплатила своими книгами: все ее великие визави обрели новую жизнь в ее романах, новеллах, философской эссеистике.