В Национальном музее РБ проходит выставка «Душа игрушки», организованная совместно с Благотворительным фондом «Мирас».
Главным героя милого и душевного проекта выступила народная игрушка – неотъемлемый элемент и своеобразный памятник традиционный культуры любого этноса.
2024 год объявлен в России Годом семьи, а народная игрушка – традиционный наставник детей, важный элемент социализации и воспитания посредством игровой культуры. Она всегда была привлекательна своей многозначностью, глубиной, символизмом в изображении, декоративностью, лаконичностью, условностью, умелым сочетанием материла и его природных свойств, традиционностью.
Русская тряпичная кукла родом из семьи народных игрушек, история которой уходит своими корнями в глубокую древность. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.
Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями.
А вы знаете, что славяне Древней Руси без кукол не проводили свадебные и похоронные церемонии? Кукол, как оберег брали с собой в дорогу, а еще им меняли наряды в зависимости от праздника. Маленьким девочкам дарили «подружку», а с возрастом коллекция кукол увеличивалась. Девушки вплоть до замужества сами шили и наряжали своих куколок. А на сватовстве родители с гордостью демонстрировали жениху и его родителям мастерство невесты.
Большинство кукол были оберегами. Причем деревянная основа внутри куколки тоже имела сакральный смысл. Береза—основа семейного счастья, осина—сильный оберег от злых духов… Причем лица не рисовались на куклах специально. Считалось, что в такие куклы не вселяется нечисть.
Огромную часть кукол составляли обрядовые. А еще были игровые, целительские. На них переводили дух болезни с больного человека. К этому виду можно отнести такие куклы, как Кубышка-травница или Костомукша.
На выставке «Душа игрушки» можно увидеть различные виды народных игрушек, сотворенных руками разных мастеров.
Хотелось бы отметить красоту и грамотность экспозиции. Куклы— небольшие объекты, но организаторы сотворили большой композиционный центр в виде народной куклы из больших полос ситца, чья «веселенькая» расцветка опять-таки была гармонично разложена по цветовой гамме и уравновешена однотонными яркими акцентами красного и желтого цветов.
Да и в экспозициях витрин наблюдается гармоничный баланс объема и цвета, они дополнены народными костюмами и панно в стиле печворк—еще одной традиции народного рукоделия.
Достаточно простую народную куклу можно сделать интересным современным арт-объектом, который впишется в любой интерьер. Как, например, панно «Хоровод» художницы «Зайнуллиной». Основой кукол послужили деревянные ложки. Я посчитала куколок из ложек—их двенадцать. Еще они могли символизировать часы, или месяцы года. Этот хоровод можно нарядить в соответствующие месяцам наряды…
Каждую игрушку хочется внимательно рассмотреть, подмечая все детали и нюансы.
Проект рассчитан на широкий круг посетителей, особенно на семейную аудиторию. В рамках работы выставки проводятся не только авторские экскурсии, но и лекции. А особенно интересны мастер-классы, на которых под руководством опытных мастериц можно самим попробовать смастерить себе личный оберег.
Автор: Эмилия Завричко