Найти тему

«Королевский тигр» и другие. Танки из игр, которые в жизни были не так хороши, как в виртуальных сражениях

Оглавление

Давайте не будем скрывать: все мы любим игры про танки. Не важно, что это: World of Tanks (ныне «Мир танков») или War Thunder, смысл от этого особо не меняется.

Техника в этих играх имеет реальные прототипы, но чаще всего разница между виртуальной и реальной машиной очень значительна. Я решил собрать несколько лично известных мне примеров, когда техника из игр была не настолько хороша в реальности, как в играх.

КВ-1С

С чего же начать, как не с классики. Одно время, в первые годы после появления WoT этот танк наводил ужас на своем уровне.

И сила «Кваса», как его прозвали игроки, заключалась в 122-мм пушке Д-25Т, которая в реальности ставилась на почти все советские тяжёлые танки, начиная с ИС-2. Позже разработчики прикрыли лавочку, внеся изменения в характеристики танка и прокачку (КВ-1С, КВ-85 и КВ-122 сделали разными танками и развели по уровням), но раздающий направо и налево КВ-1С останется в памяти старых любителей танчиков навсегда.

Тот самый «Квас» со 122-мм пушкой
Тот самый «Квас» со 122-мм пушкой

А что в реальности? Настоящий КВ-1С был облегченной за счёт уменьшения бортовой брони версией КВ-1 с изменённой коробкой передач. Создан он был, чтобы решить проблемы исходной машины с подвижностью и надёжностью трансмиссии. По вооружению танк от обычного КВ-1 совсем не отличался.

Настоящий КВ-1С
Настоящий КВ-1С

В игре же был фактически другой танк. В 1943 году малой серией был выпущен КВ-85, отличавшийся от КВ-1С другой башней с 85-мм пушкой Д-5Т.

На базе прототипа КВ-85 (Объект 239) был создан в единственном экземпляре опытный танк КВ-122 с башней от ИС-2 со 122-мм пушкой Д-25Т. Поскольку уже готовилось производство более совершенного ИС-2, а модернизация выпущенных ранее КВ-85 не имела смысла из-за необходимости выдерживать воюющие машины с фронта и потери в боях уже половины их парка, развития опытный образец не получил.

КВ-122. Источник фото: https://warspot.ru/11571-kv-ne-hochet-uhodit
КВ-122. Источник фото: https://warspot.ru/11571-kv-ne-hochet-uhodit

Интересно, что опытный танк, на который ставилась башня от ИС-2, сохранился. Он установлен на постамент в районе Автово в Санкт-Петербурге, правда уже с другой башней с 85-мм орудием. Ну а башня со 122-мм пушкой тоже сохранилась, но сейчас стоит на другом танке, который хранится на территории Кировского завода.

Тот самый Объект 239 в Автово. Источник фото: user:One_half_3544, Public domain, via Wikimedia Commons
Тот самый Объект 239 в Автово. Источник фото: user:One_half_3544, Public domain, via Wikimedia Commons

ИС-4

Не знаю, как сейчас, но на заре WoT встретить где-нибудь на узкой улочке городской карты ИС-4 в лоб мало кому было приятно. Танк обладал отличным бронированием и умелый игрок мог этим отлично пользоваться. В общем, машина показывала себя неплохо на виртуальных полях сражений.

Серийный ИС-4
Серийный ИС-4

В реальности же ИС-4 оказался не самой удачной машиной. Сначала подвело качество производства: до половины выпущенных танков отбраковывалась военной приемкой. Из-за высокой массой (более 60 тонн) проявились проблемы с проходимостью и подвижностью. Кроме того, двигатель был слабоват для такой махины и зачастую перегревался.

ИС-4 не смог проехать по мосту
ИС-4 не смог проехать по мосту

Кроме того, к концу 1950-х на фоне развития кумулятивных снарядов и ПТРК бронезащита ИС-4 была уже не столь ультимативной как раньше. На фоне многочисленных проблем с качеством и надёжностью к началу 1960-х самый тяжёлый серийный советский танк стали изымать из полков. Часть машин до распада СССР послужит на Дальнем Востоке в качестве стационарных огневых точек на границе с Китаем.

Panzerkampfwagen VI Ausf. B (Tiger II, «Королевский Тигр»)

Panzerkampfwagen VI Ausf. B в парке «Патриот»
Panzerkampfwagen VI Ausf. B в парке «Патриот»

Очень грозная машина в играх про танки, что в WoT, что в WT. Залог успеха Panzerkampfwagen VI Ausf. B кроется в сочетании точного 88-мм орудия с высоким пробитием и хорошей настильностью, толстой брони во лбу и плавности хода, благодаря которой в некоторых ситуациях возможна относительно эффективная стрельба сходу. А в WoT на него ещё и можно установить 128-мм орудие от «Ягдтигра».

Panzerkampfwagen VI Ausf. B
Panzerkampfwagen VI Ausf. B

В реальности «Королевский Тигр», конечно, был неплохой машиной, однако был слишком перетяжелен и пошел в производство слишком сырым. В результате постоянно выходили из строя элементы подвески и трансмиссии. Например, на испытаниях трофейного танка в СССР осенью 1944 года из запланированной тысячи километров удалось преодолеть только 114. При этом расход составил огромнейшие 970 литров на 100 км. Для сравнения, на ИС-2 показывал расход примерно в 340 литров (правда двигатель у него был дизельный).

«Королевский Тигр» в Будапеште в октябре 1944 года
«Королевский Тигр» в Будапеште в октябре 1944 года

На тех же испытаниях верхнюю лобовую деталь Tiger II (150 мм под углом в 50 градусов) пробить насквозь так и не удалось, но от попаданий в ВЛД из пушек БС-3 (100 мм), А-19 (122 мм) и МЛ-20 (152 мм) образовывались отколы брони с обратной стороны, расходились сварные швы и выходила из строя трансмиссия. То есть танк становился небоеспособным даже без пробития.

Такого же эффекта, который в свое время произвел первый «Тигр», второму достичь не удалось, поскольку у советских войск в достаточных количествах имелись танки и САУ с 85-мм и 122-мм орудиями, без особых проблем поражавшими новинку в борта.

Американские десантники из 82-й воздушно-десантной дивизии позируют на захваченном танке
Американские десантники из 82-й воздушно-десантной дивизии позируют на захваченном танке

Несмотря на орудие, пробивавшее все, что могло оказаться в прицеле, как-то серьезно повлиять на ход боевых действий танк не смог.

Т-44 (Т-44-100)

Т-44 в играх про танки был всегда хорош. Правда в том же WoT нужно было перетерпеть, пока не откроешь 100-мм пушки, поскольку 85-мм орудие уже особо не пробивало соперников на уровне. Ну а с «соткой» танк уже раскрывался на полную.

Серийный Т-44 с 85-мм пушкой
Серийный Т-44 с 85-мм пушкой

В реальности Т-44 со 100-мм пушкой серийно не выпускался и был собран в единичных экземплярах. Сначала на танк установили легендарную Д-10Т, но отдача оказалась слишком сильной: после выстрела сбивалась наводка, а через некоторое время нарушалась работа механизма поворота башни.

Т-44 со 100-мм пушкой Д-10Т, бортовыми экранами и зенитным пулеметом
Т-44 со 100-мм пушкой Д-10Т, бортовыми экранами и зенитным пулеметом

Лучше себя показала 100-мм пушка ЛБ-1. Ее отдача была меньше за счёт использования дульного тормоза, однако к моменту окончания испытаний уже готовился к производству более совершенный Т-54, поэтому смысла в выпуске Т-44 со 100-мм орудием уже не было. Кроме того, военные негативно отнеслись к использованию дульного тормоза из-за демаскировки при выстреле. Так что серийные «сорокчетверки» были исключительно с 85-мм пушкой ЗиС-С-53.

Panzerjäger Tiger Ausf. B («Ягдтигр»)

Игроки в WoT и WT прекрасно знают, что встреча с «Ягдой» в лоб где-нибудь на городской карте никогда не сулила ничего хорошего. 128-мм пушка, созданная на базе зенитного орудия пробивает все, что только можно. И если в играх еще есть возможность сразиться с более поздними танками, способными выдержать попадание, то в реальности шансов пережить прилет из пушки «Ягдтигра» не было ни у кого. Просто не имелось танков с таким уровнем бронезащиты.

Panzerjäger Tiger Ausf. B («Ягдтигр») в парке «Патриот»
Panzerjäger Tiger Ausf. B («Ягдтигр») в парке «Патриот»

Сама самоходка также была очень серьезна защищена. Про стойкость ВЛД «Королевского Тигра» уже говорилось выше, а «Ягда» была сделана на его базе. И есть в лоб башни исходный танк еще можно было пробить, то 250 мм лобовой брони рубки «Ягдтигра» были непреодолимой преградой.

К счастью для СССР и союзников, на этом плюсы грозной самоходки заканчивались. Поскольку она весила еще больше (71,7 тонны), чем Tiger II (68 тонн), а создавалась на тех же агрегатах, то проблемы с надежностью трансмиссии и подвески, а также огромный расход топлива никуда не делись. Кроме того, как и все «Тигры», огромную самоходку было очень трудно перевозить по железным дорогам, поскольку требовалось «переобувать» ее на узкие транспортные гусеницы (со штатными машина не помещалась на платформе). На это тратилось немало времени.

«Ягдтигр» в музее Абердинского полигона в США
«Ягдтигр» в музее Абердинского полигона в США

Из-за низкой надежности «Ягдтигры» часто выходили из строя, а эвакуировать с поля боя 70-тонную махину было практически невозможно. Поэтому немцы комплектовали машины двумя зарядами для самоликвидации. В итоге большая часть из потерянных САУ была оставлена экипажами из-за различных поломок и уничтожена.

Хоть лобовая броня «Ягдтигра» и была непреодолимой для снарядов союзников, с бортов самоходка пробивалась имеющимися ПТ-средствами. Попадая под фланговый огонь, как-то сманеврировать шансов у нее особо не было опять же из-за слабой подвижности (двигатель в 700 л.с. был слабоват для массы более 70 тонн), особенно на раскисшем грунте.

Уничтоженный «Ягдтигр»
Уничтоженный «Ягдтигр»

Всего в 1944-1945 годах немцы собрали 81 экземпляр Panzerjäger Tiger Ausf. B по описанным выше причинам, существенного влияния на ход боевых действий они не оказали.

Послесловие

Что можно сказать по итогу. Несовпадение игры и реальности в перечисленных случаях вызвано двумя причинами. Либо виртуальный танк получал орудия, которые в реальности на него если и ставились, то на единичных опытных экземплярах, либо основные минусы машины заключались в факторах, которые не так важны в игре, где танк сразу находится на поле боя, его не нужно везти за сотни километров, чем-то заправлять или как-то чинить. И это нормально, иначе было бы не так интересно играть.

На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.