Найти тему
Исторические мелочи

Наградные куриозности на портретах XVIII-XIX вв. – II

Некоторое время назад я публиковал подборку портретов, любопытных с точки зрения деталей, связанных с изображенными на них наградами – манерой ношения орденских знаков, внешним видом последних и т.д. и т.п. У меня накопилась очередная подборка, которой и хочу с читателями поделиться.

Начнем мы с достаточно известного портрета (Великой княгини) Екатерины Алексеевны работы И.П. Аргунова. Я как-то раньше не обращал внимания, а ведь здесь мы наблюдаем сокровенный момент превращения гусеницы в бабочку императрицы «при муже» в единоличную правительницу

Изначально на портрете присутствовали красная с серебряной каймой чресплечная лента и звезда женского ордена Св. Екатерины, который Екатерина Алексеевна получила в 1744 г. незадолго до брака с наследником российского престола Петром Федоровичем. В день же переворота 28 июня (9 июля) 1762 г. она «возложила» на себя знаки высшей мужской награды Российской империи – ордена Св. Андрея Первозванного в знак того, что становится единоличной правительницей, главой государства. Соответственно этому подвергся исправлению и созданный ранее портрет – вместо (и поверх) знаков ордена Св. Екатерины были написаны инсигнии ордена Св. Андрея Первозванного. Однако голубая краска, изображающая андреевскую ленту, предательски просвечивает и через нее проглядывает красная екатерининская лента!

На следующем портрете работы неизвестного художника запечатлен Ганс Генрих VI граф фон Хохберг, представитель силезского аристократического рода

-2

Как видим, граф очень рад пожалованному ему прусскому ордену Красного орла. При этом, как мы видим, судя по мундиру и знаку на левой стороне груди, фон Хохберг является рыцарем ордена Св. Иоанна Иерусалимского, но знак внимания прусского монарха явно доставляет ему больше удовольствия.

Дальше у нас Джон Фрэнсис Эдвард Актон (Эктон), 6-й баронет Элденхэм, адмирал английского происхождения на службе Королевства обеих Сицилий (Неаполя).

-3

Поверх камзола через правое плечо у него надеты одна на другую три орденские ленты. Все-таки, на мой взгляд, правила ношения орденских знаков в различных государствах, в том числе и России, ограничивавшие количество одновременно надеваемых чресплечных лент, были оправданны. Иначе их носитель выглядит как приказчик в текстильной лавке. Ленты же, надетые на Актоне, насколько я понимаю, относятся: синяя с красной каймой к неаполитанскому ордену Св. Фердинанда и заслуг, красная под ней – неаполитанскому же ордену Св. Януария, голубая внизу – к российскому ордену Св. Андрея Первозванного.

Портрет герцога Августа (Эмиля Леопольда Августа) Саксен-Гота-Альтенбургского

-4

Вы только посмотрите знаком мальтийского ордена какого размера наделил его Ж.Б. Изабе. Если, конечно, это подлинный Изабе.

Пару раз в комментариях на данном канале разворачивалось обсуждение, часто ли носились орденские знаки на кирасе и каким образом они при этом крепились. На следующем портрете работы Ф.И.Г. Лидера, на котором изображен Иоганн фон Штерпин, мы можем увидеть, как приходилось носить орденские знаки кирасирам (в данном случае австрийским), если эти знаки не крепили к кирасе

-5

Орденские знаки загнаны на небольшую полоску колета, оставшуюся «свободной» между кирасой и воротником. И это возможно только благодаря тому, что австрийская кираса состояла лишь из нагрудной части и носилась, видимо, более свободно, чем, например, принятые в русской армии в тот же период (наполеоновских войн) двойные кирасы, состоявшие и из нагрудной, и из спинной пластин.

На следующем портрете казачьего генерала Петра Матвеевича Грекова мне просто показалось занятным, как автор портрета отобразил весь наградной набор персонажа

-6

В результате приложения скромного дарования какого-то местного донского художника наградной иконостас генерала превратился в беспорядочную разноцветную кашу. И все же у таких скромных провинциальных, почти примитивных портретов есть свое оригинальное очарование.

Имя следующего персонажа я, к сожалению, как-то утерял, сохранил только портрет. Яндекс опознает его как председателя комитета иностранной цензуры Александра Ивановича Красовского, но, подозреваю, такая атрибуция неверна

-7

Здесь меня заинтересовала следующая деталь – на шее портретируемого, ниже ленты ордена Св. Владимира 2-ой степени изображена лента ордена Св. Анны 2-ой степени. А где же сам орденский знак? Его нет.

И закончим мы портретом генерал-лейтенанта (на момент портретирования) героя войн с наполеоновской Францией Матвея Ивановича Палена. Автор портрета неизвестен

-8

По идее знаки иностранных наград должны были размещаться после отечественных, в наградной колодке – левее (со стороны носителя), звезды – ниже. Матвей Иванович же по какой-то причине закрепил звезду шведского ордена Меча выше звезды российского ордена Св. Владимира 2-ой степени.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.