Примерно год назад специалисты в области «автомобильного искусства» спорили об останках Ferrari 500 Mondial 1954 года, выставленных на торги аукционным домом RM Sotheby’s. Автомобилем это было назвать сложно, лот представлял собой ряд отдельных деталей и искореженные части кузова. Кузовное ателье Pininfarina построило 13 таких Ferrari, но даже редкость автомобиля не могла в глазах многих оправдать оценочную стоимость лота в 1,2 – 1,7 миллиона долларов. Это больше похоже на спекуляцию, тянущую вверх стоимость менее знаковых ретро автомобилей, и превращающую рынок классической техники в праздник тщеславия миллионеров.
В итоге то, что осталось от Ferrari 500 Mondial было продано за 1 875 000 долларов, плюс сборы аукциона. В голове сразу всплывает фраза: «с жиру бесятся» … И вот тот-же аукционный дом RM Sotheby’s подкинул новую почву для размышлений. В конце октября 2024 году на торги будет выставлена коллекция Руди Кляйна, представляющая собой пару сотен лотов разной степени искалеченности… Представители аукционного дома честно называют коллекцию «свалкой».
Руди Кляйн был иммигрантом из Германии, в конце 1960-х открывшим бизнес по сбору металлолома в Лос-Анджелесе, а также «разборку» спортивных автомобилей европейского производства, в основном, Porsche.
Из самых интересных автомобилей Руди Кляйна сформировал коллекцию, в силу характера немца, скрытую от посторонних глаз десятилетиями. Даже не все родственники Кляйна были в курсе масштабов его коллекции – когда после смерти Руди в 2001 году двое сыновей взяли управление бизнесом в свои руки, они были чрезвычайно удивлены сколько классических автомобилей смог купить их отец.
Гражданина Кляйна нет в живых уже больше 20 лет и все эти годы его коллекция так и оставалась скрытой от глаз энтузиастов. Но, видимо, увидев сколько может стоить искореженная груда ржавого металла, когда-то носившая гордое имя Ferrari, наследники решили выставить все их «богатство» на торги. И что-то мне подсказывает, что слово богатство в этом случае можно смело писать и без кавычек…
Среди массы классических Porsche выделяются несколько Lamborghini Miura, выглядящих надежной базой для реставрации. Оценка лотов составляет от 350 000 до 700 000 долларов.
Присутствует прекрасный представитель 1930-х – уникальный Mercedes-Benz 500K Carraccila Special, собранный специально для знаменитого гонщика Рудольфа Караччиолы и долгие годы считавшийся утраченным. А он жив и выглядит довольно неплохо, как и Mercedes-Benz 300SL – один из 29 выпущенных Gullwing с алюминиевым кузовом. Только эти лоты может принести наследникам Руди Кляйна по 6 миллионов долларов!
Есть несколько по-настоящему уникальных автомобилей. Это практически как найти неизвестные картины Рембрандта на блошином рынке! Например, построенный на заказ BMW 502 «Marburg» 1956 года выпуска, о существовании которого не слышали многие фанаты BMW. Автомобиль с 3,2-литровым V8 и четырехступенчатой «механикой» с рычагом переключения на рулевой колонке, находится в плачевном состоянии, но все-же красив и имеет огромный потенциал превратиться в великолепную классику. Оценка аукциона составляет 30 000 – 50 000 долларов, что кажется достаточно выгодной сделкой, учитывая его редкость.
Грубо переделанный в кабриолет Facel Vega FV2 1956 года – первый экземпляр французской марки, привезенный в США. В 1990-х ему срезали крышу, заменили изящные спицованные диски на какой-то ширпотреб, но не убили харизму роскошного французского купе с V8 от Chrysler. Обойдется в 20 000 – 30 000 долларов. Тоже приемлемо для начала реставрации.
Совершенно необычно выглядит прототип NSU Ro80 2 Porte +2 1971 года работы ателье Pininfarina. NSU Ro80 известен роторно-поршневым двигателем Ванкеля, похоронившим не только новаторский переднеприводный седан, но и всю немецкую компанию NSU. А данный прототип я лично никогда не видел и хранил его Руди Кляйн, видимо, особенно тщательно, это один из немногих автомобилей, выглядящих прилично. Оценка аукциона составляет 60 000 – 80 000 долларов.
Из прототипов нельзя не отметить кабриолет Iso Grifo A3/L Spider 1964 года. Стандартное купе Iso Grifo с красивым итальянским дизайном и мощными агрегатами Chevrolet Corvette пользуется большим спросом у коллекционеров, а кабриолет, построенный в единственном экземпляре, явно оторвут с руками, даже несмотря на некачественный перекрас и общее печальное состояние. По оценкам аукциона может обойтись поклоннику американских мускул под итальянской кожей в 700 000 – 1 000 000 долларов.
Вообще, изучая каталог RM Sotheby’s «The Junkyard: The Rudi Klein Collection» можно потерять счет времени. И состояние основного количества экземпляров угнетает...
Американский автопром Руди Кляйна не интересовал!
Помимо автомобилей в скверном состоянии, но хотя-бы комплектных, представлено большое количество запчастей и двигателей также в плачевном состоянии. И венчают этот праздник ржавчины и забвения останки Ferrari 275 GTS. Ну как останки?! Часть левой стороны и багажник, оцененная специалистами RM Sotheby’s в 30 000 - 40 000 долларов. Не подскажете номер психиатрической клиники?
Фото RM Sotheby’s