Найти тему

Сны разума Альфреда Кубина: женщины - корень всех бед недостойного жить человечества. Вена. Музей Альбертина модерн

Мир в представлении Альфреда Кубина. Сложная пытка, а не жизнь
Мир в представлении Альфреда Кубина. Сложная пытка, а не жизнь

Я шла по выставке и никак не могла вспомнить: как же звали эту девочку из "Тома Сойера". Ну, ту самую, которая могла рисовать только похоронные картинки и писать надгробные эпитафии. В детстве, когда я читала эту без преувеличения эпохальную книгу, была полностью уверена, что автор сам специально придумал такой персонаж, чтобы как-то разнообразить наше восприятие жизни, а в реальной жизни таких людей не бывает. Как же её звали? Эвелина? Или Эмили? Не помню. Помню только, что её сёстры на полном серьёзе говорили, что для неё делом чести было успеть написать эпитафию до того, как в дом покойного придёт гробовщик снимать мерку для гроба. В городке даже шутили, что сначала приходил священник, потом она, и только потом гробовщик. И вот однажды у неё "застряла" рифма, поэтому она опоздала, и в дом к какому-то Вилли (вот они, причуды памяти, его имя помню, а имя девочки вспомнить не могу) сначала пришёл гробовщик, а потом уже она со своей эпитафией. Это настолько вывело нашу Эвелину/Эмили из равновесия, что на стала чахнуть, чахнуть, пока сама не умерла во цвете лет, так и не закончив последнюю картину. Картина эта висела на стене зашторенная, и её открывали только по особым дням.

Гравюры Альфреда Кубина
Гравюры Альфреда Кубина

Почему я вдруг вспомнила эту печальную историю, да ещё в прекрасной Вене во время отпуска? Простите, скажу правду. Когда я увидела графику Альфреда Кубина, первой моей мыслью была: уж лучше бы ты писал эпитафии как та девочка, пользы миру было бы больше, ведь этот жанр предполагает, что о покойном говорят только хорошее. Могу представить негодование специалистов: как так можно говорить о признанном мастере, всемирно известном графике? А почему, собственно, нет? Я не искусствовед, не собираюсь разбирать что, как, а главное, зачем изобразил на своих творениях автор. Против чего он протестовал и что отстаивал, к чему призывал и куда кого звал. Я - зритель, и сразу же скажу, меня эта выставка, с одной стороны, шокировала, а с другой привела к выводам, которыми я всё же хочу поделиться.

Знаменитая Саморефлексия Альфреда Кубина.
Знаменитая Саморефлексия Альфреда Кубина.

Во всём виноваты женщины. Очень удобная, а главное, часто распространяемая точка зрения. Это мы грязные, липкие, пакостные создания, несущие в себе только гадости и мерзости. Долго распространяться не буду. Просто взгляните на то, какими нас видел художник. Думаю, этого вполне достаточно. А как же материнство, любовь, привязанность - спросите вы. Об этом дальше.

Вот он, центр жизни. Женщина-паук, которая затягивает в свои сети всех для того, чтобы погубить
Вот он, центр жизни. Женщина-паук, которая затягивает в свои сети всех для того, чтобы погубить

То, что вы называете любовью, для Кубина лишь отвратительная сексуальность. А она, в свою очередь,предвестник и первопричина болезней и страданий, в которых опять-таки виноваты женщины, ведь именно они приводят младенцев в этот мир для страданий.

Сифилис. Эта болезнь, конечно, тоже женского рода, а как иначе?
Сифилис. Эта болезнь, конечно, тоже женского рода, а как иначе?

Человек проклят с самого рождения. Он виноват уже тем, что родился, и влачит своё жалкое существование во враждебном, ненавистном ему мире. Иными словами, прокляты всё и вся: люди за то, что явились в этот мир, мир - за то, что впустил людей. Кто же первопричина всему ... думаю, вы сами догадались.

Мадонна с младенцем в представлении Альфреда Кубина
Мадонна с младенцем в представлении Альфреда Кубина

Мир достоин лишь смерти и уничтожения. Он мрачен, враждебен, непознаваем. Он уничтожит нас, если раньше мы не уничтожим его. А раз так - не стоит мешать тем, кто именно этим и занимается. Всё равно конец у всего будет один и тот же.

-7

И в связи с этим возникает ещё вопрос: а что же делать с женщинами, от которых все мерзости и неприятности в этом мире? Ответ, как мне представляется, в следующей картине.

Вообще-то эта гравюра называется Рыба-меч.
Вообще-то эта гравюра называется Рыба-меч.

Думаю, не стоит продолжать. Мне этого было вполне достаточно, чтобы понять, это НЕ МОЙ художник от слова совсем. А ещё возникло несколько совершенно не свойственных мне мыслей.

Первая возникла при прочтении биографии Альфреда Кубина. В юношестве он потерял мать и через несколько лет пытался покончить жизнь самоубийством на её могиле. Его спасли и долго лечили от суицидальных мыслей. А точно вылечили? Или укрепили в мысли о том, что вгонять людей в депрессию и объяснять им тщетность попыток улучшить жизнь - его призвание?

Вторая - при знакомстве с его работами на женскую тему. Творчество этого художника долгие годы очень популярно в Европе, особенно среди молодёжи. А вот интересно, сколько молодых людей, поверив в его бредовые идеи о тварности женского начала, которое несёт в мир только зло, выбрало себе другие сексуальные ориентиры? И только не говорите мне, что это никак не связано, и что в этом нет его ответственности.

Погружённая в свои мысли, я двинулась на выход из зала, и тут я увидела то, что просто прошла мимо. Огромный, во всю стену семейный портрет, который раньше был за моей спиной. Обычная семья. и среди них он, Альфред Кубин. Такой приличный, смотрящий нам прямо в глаза, молодой человек.

Семья Альфреда Кубина. Он в центре
Семья Альфреда Кубина. Он в центре

P.S. Взгляды на мир не помешали Альфреду Кубину выгодно жениться на богатой вдове и провести жизнь в семейном замке в горах Австрии, где он и скончался в возрасте 82 лет, окружённый любящими его чадами и домочадцами.

Больше фотографий, как всегда, у меня в Телеграм.