Найти тему

Ребенок не говорит - обращаемся к логопеду

Оглавление

Записаться на занятия онлайн к логопеду:

Нормы развития ребенка

Ирина: - Тема сегодняшнего обсуждения будет называться так: «Почему нужно запускать речь как можно раньше». Начнём с того, что не логопеды придумывают нормативы речевого развития ребёнка, не психологи придумывают нормативы психического и физического развития ребенка. В этих вопросах наши науки всего лишь констатируют факты и наблюдения за человеческой природой. Поэтому, если природа установила так, что первые слова после гуления у ребёнка должны формироваться примерно в год у девочек, а у мальчиков немного позже, то, пожалуй, стоит следовать законам природы. Потому что это единственная вещь, которую в этой жизни не обманешь – природу.

К кому обращаться?

Ирина: - Но сейчас довольно часто родители детей с моторной алалией долго наблюдают за ребенком. Видят, что он умный, сообразительный, он всё понимает и всё выполняет, однако, не говорит. Родители считают, что ничего страшногоне происходит (особенно если это мальчик). После чего, к двум годам, когда у ребёнка уже должна появиться фразовая речь, родители таких детей начинают обращаться к специалистам. Очень часто они идут не туда... Они идут к неврологу. А зачем они идут к неврологу?

Мария: - По возрасту.

Ирина: - Ну, в два года невролог уже не смотрит ребёнка даже в Российской Федерации. Неврологи обычно проверяют физическое развитие и нервную систему ребёнка раньше. Но почему-то все снова бегут к неврологам.

Мария: - Потому что все так говорят: «Нужно идти к неврологу»

Ирина: - Логика простая неврологи занимаются нервной системой. Речь находится где-то в районе головы, Значит нужно идти к неврологу. Однако неврологи этим не занимаются. Нужно чётко понимать разницу между специалистами. Центральная нервная система, проводящая нервная система, нервы, рефлексы сухожильные всяческие (помните, да? Молоточком по колену), опухоли головного мозга - это к неврологу. Поведенческие, ментальные проблемы – идем к психиатру, психологу, психотерапевту. Речь это к логопеду. Однако, глухота тоже в голове находится, но почему-то идти нужно к сурдопедагогу. Поэтому если ваш ребёнок в определённом возрасте не начал говорить вовремя – сходите, конечно, к неврологу и ко всем остальным тоже, но не забудьте про логопеда. Потому что только логопед может в этом разобраться.

Мария: - Хороший логопед! Другими словами - речевой терапевт. В западных странах так и есть. Люди идут куда? К речевому терапевту.

Ирина: - «Language therapis» или «Speech therapist» в английской литературе. А в Советское время логопедия относилась к медицине. И до середины семидесятых годов, если мне не изменяет память, логопедов обучали в медицинских университетах. После, на наше счастье, нас вывели из состава медицины и передали в состав педагогики.

Мария: - И многие подумали, что логопед — это не так важно.

Ирина: - Да, все решили, что логопеды — это какие-то училки, воспиталки, которые ничего ни в чём не понимают. Нет, именно логопед занимается формированием речи и воздействует не только на периферический речевой аппарат, но и формирует правильно строение мозга. Да, да, да, всё серьезно.

Мария: - Всё-таки почему нужно заниматься формированием речи как можно раньше?

Сензитивные периоды

Ирина: - Есть такое умное понятие, называется «сензитивные периоды развития мозга» сензитивный, от слова«чувствительный». Это периодизация, когда в среднем у всех людей формируются отдельные участки мозга, отвечающие за определённые функции. То есть, это чувствительные периоды, когда участок мозга развивается активнее, быстрее и легче. Однако, при этом, именно в сензитивный период можно очень сильно повредить развивающуюся функцию. Поэтому важно читать литературу по нормам развития ребенка и знать когда и что должно появляться у ребёнка, за чем нужно следить и чего остерегаться.

Что у нас происходит с речью? Есть определённый период для развития гуления, лепета, вокализации. Затем, примерно в год появляются первые слова. Иногда родители говорят: « Я не помню, когда он заговорил, когда у него появились первые слова». Это довольно просто. Чаще всего совпадают два элемента ребёнок начинает ходить и ребёнок начинает произносить первые слова. Обычно эти две вещи должны быть примерно в одно время, плюс-минус 2 месяца разницы. Первые слова у ребёнка, как положено: «Мама, Папа, Баба, Дада» - слова первого концентра (про это расскажем в отдельной лекции). То есть, ребёнок образует слова из своего лепета, по образцу который слышит от взрослых. Речь сама по себе не формируется, она формируется только под влиянием окружающих взрослых людей. Ребёнок из своего лепета подбирает подходящие по смыслу слоги и из них образует слова. И это происходит в периоде 12–18 месяцев.

Если у ребёнка не было лепета и гуления - не дожидаемся никаких сроков! Сразу бежим к педиатру, неонатологу, невропатологу. Потому что, если нет гуления и лепета, то это может быть что-то очень серьёзное и даже не речевое. Это может быть и умственная отсталость, и аутизм, и глухота и много других нехороших слов. Не появились слова в год? Ладно, подождём пару-тройку месяцев, активно общаемся в этот период с ребёнком. Не появляются слова? - бежим по специалистам. Выясняем: слышит? – слышит. Понимает? – понимает. Неврологии никакой ярко выраженной нет? – нет. К логопеду!
Что же будет, если дотянуть момент обращения к специалисту до пяти лет? Начнём с того, что речевое нарушение будет очень долго исправляться. Намного дольше, чем у ребенка в 2–3 года. На днях обсуждали, почему у ребёнка двух с половиной лет моторная алалия исправляется прямо вот так «Бах» и как будто там ничего и не было. При этом моторная алалия есть, все симптомы на лицо, но исправляется так быстро, что никто даже понять не успел, за 4–6 месяцев.

Мария: - Но это у хорошего специалиста.

Ирина: - У хорошего специалиста, с хорошей мамой, которая занимается с ребёнком круглосуточно.

-2

Что будет, если подождать?

Ирина: - Если же затянуть подольше, то есть такая штука, называется «современная концепция устройства человеческого мозга», которая гласит, что мозг пластичен. Исторический экскурс: изначально была теория локализационизма. Это когда думали, что каждый участок мозга отвечает за отдельные функции и даже находили в коре мозга участки отвечающие за помидоры, спагетти и итальянские учёные даже такое находили. Это теория позапрошлого века. Двадцатый век ознаменовался тем, что появилась теория динамического локализационизма Ухтомского. Тогда выяснилось, что участки мозга отвечающие за определённые функции точно есть. Это зрение, память, слух. Но они все вместе должны взаимодействовать, чтобы осуществлять полноценную деятельностьчеловека.

Прошло то время, все так и есть. Но! Новая теория говорит о том, что эти участки мозга не постоянны. Во-первых они не у каждого человека находятся на тех же местах (что для меня вообще было откровением). Во-вторых мозг, несмотря на то что в нём от 80 до 100 млрд клеток, очень жадный. Он не может позволить себе такую роскошь, как неиспользование участка мозга, например речевого, где даром лежат 5 млрд клеток. Мозг начинает делить этот участок между другими и эти «речевые клетки» начинают выполнять другие функции. Спустя 5 лет у нас остаётся от речевого центра только половинка или ещё меньше. Поэтому чем позже мы начинаем работу с речевым нарушением, тем меньше вероятность восстановить эту функцию.

На самом деле пластичность мозга это хорошее свойство мозга, потому что это позволяет восстанавливать те функции, которые были утрачены человеком в процессе жизнедеятельности, например в результате инсультов. За счет чего у афазиков восстанавливается речь? Потому что поражённый участок его даже если не восстановить - он может от соседних участков одолжить нейрончики. А вот у алаликов наоборот. Если эти участки мозга изначально не работали, разленились – мозг их раздает. Их больше нет. Нет, от этого дырки в мозге необразуются. Просто эти нейрончики будут отвечать за кивание, глотание, жевание, ещё что-нибудь. Поэтому если пропустили все сроки - не рассчитывайте, что чем старше ребенок, тем быстрее починится. Всё будет как раз наробот. Это что касается очень серьёзных вещей.

Почему надо начинать заниматься раньше?

Мария: - Даже не беря во внимание всё вышеперечисленное, просто представьте, что у вашего ребёнка есть шанс на нормальное детство. Вы раньше начнёте заниматься, он раньше начнёт говорить и у него будет просто обычное детство. Не с кучей логопедов, специалистов, бесконечных занятий. А это будет обычное нормальное детство. Ему это детство потом назад уже никто не вернёт.

Ирина: - Есть ещё одна штука! Чем старше ребёнок, тем быстрее он начинает соображать на тему того, что он недостаточен. «Я какой-то не такой», «Я плохой». Появляется сначала речевой негативизм. То есть, даже если он может что-то сказать, он уже надувается как мышь на крупу. А потом возникает поведенческий негативизм, возможна агрессия или застенчивость (такая, что ребенок сидит в углу ни с кем не разговаривает)

Мария: - Это очень страшная вещь. И даже если вы сейчас не представляете, что так может быть с вашим ребёнком.
Пример из практики. Я занимаюсь с малышом, ему 6 лет и после каждой прогулки, или прямо на прогулке, он садится недалеко от играющих детей и просто плачет. И смотреть на это убийственно для мамы. Даже мне, когда родители рассказывают об этом, очень тяжело осознавать что ребёнок всё это переживает. А во время всех этих переживаний нам ещё нужно вести коррекционную работу.

Ирина: - Боремся сразу против двух вещей. Против алалии и против психологических наслоений. И в этих вопросах нам не могут помочь даже психологи, потому что они не очень понимают, что происходит. Нам же приходится убеждать ребенка в том, что он должен говорить и его голову, что она должна говорить.

Мария: - А если у ребенка ещё и сенсорная алалия…

Ирина: - Ооо! То он ещё и не понимает в чём его убеждают.

-3

Подведём итоги

Ирина: - С учетом сензитивных периодов (информация по этой теме есть в открытом доступе), пластичности мозга (чтобы мозг не успел раздать всё имеющееся у него богатство), с учетом возможных психологических изменений личности – лучше начинать коррекционную логопедическую работу как можно раньше, чтобы в результате потратить на это как можно меньше времени и жить счастливо всю оставшуюся жизнь.
Мария: - А также сохранить психологическое здоровье своему ребенку и себе.

Мария: - Меня всегда удивляло. Почему, если ребенок не начинает в год ходить, то все бегут сразу делать массаж, что-то еще. Все переживают. А если ребенок не начинает говорить – никто никуда не торопится, все говорят: «мы подождём несколько лет». Ведь это тот же самый ребенок.

Ирина: - Такой вот парадокс. Но мы сидеть не будем, мы озаботимся этим вопросом, как только возникают подозрения. Лучше обратиться раньше, в крайнем случае выяснится, что все в порядке, просто «подули на воду».

Мария: - Часто говорят: «Как же заниматься с таким маленьким ребенком», «он не будет заниматься». Работаю сейчас онлайн с малышами, самому маленькому 1,4 года. Не никаких проблем, было бы желание у родителей.

Ирина: - Мне кажется я знаю почему все логопеды говорят «подождите до 3х; до 5ти; с маленькими не занимаемся». Все логопеды пытаются работать с тяжелыми речевыми нарушениями методами постановки звуков. То есть: «Сел!» «У тебя урок!» «Я тебе поставлю двойку!». Это давление не работает с алаликами, вне зависимости от возраста. При алалии нужно вызывать речь, а не впихивать её. То есть, логопеды просто не имеют навыков работы с данным речевым нарушением. Обычно спрашивают: «Зачем вы пришли? Когда научится говорить, тогда и приходите.»

Мария: - Приведу ещё аргумент. Если ребенок к нам приходит в 1,5–2 года, то весь объем его речи (по возрастной норме) это достаточно маленький словарный запас и весьма небольшой объем работы. Сравните, если ребенок пришел к логопеду в 6 лет – сколько всего необходимо сделать (до возрастной нормы). Как правило, чем позже обращаются к специалисту, тем меньше шансов успеть наверстать возрастную норму.

Ирина: - Приходится либо больше исправлять уже неправильно усвоенного, либо ускоряться, форсировать события, попутно борясь с психологией, чтобы успеть всё сделать до школы. В общем всем выгоднее прийти на коррекцию как можно раньше, включая логопедов, родителей и детей.

Ещё больше информации на нашем канале:

Видео лекции о том, что такое Сенсорная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Сенсорная алалия. Информация для родителей | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Записаться на занятия онлайн к логопеду: