Найти тему
Внук Эзопа

Почему мы так сопротивляемся переменам?

Как наше стремление к стабильности защищает нас и одновременно мешает нашему развитию.

Хотя это может помочь объяснить, почему мы перенимаем определенные модели поведения, возникает вопрос: почему мы продолжаем придерживаться их даже после того, как они перестают быть полезными для нас? Другими словами, почему мы так сопротивляемся изменениям?

Эта тема уже давно вызывает интерес у психологов, и некоторые считают её одной из самых важных. Например, Фрейд, который в начале своей карьеры был очарован возможностями гипноза для лечения своих пациентов, в конце концов отказался от этой техники. Объясняя свой отказ, он писал следующее:

«[Гипноз] не позволяет нам… распознать сопротивление, с которым пациент цепляется за свою болезнь и, таким образом, даже борется против собственного выздоровления; и всё же именно этот феномен сопротивления единственный делает возможным понимание его поведения в повседневной жизни». (Зигмунд Фрейд, «О психотерапии»)

Фрейд полагал, что наша склонность удерживать болезненные психологические состояния проистекает из врождённого стремления к смерти. Однако не все исследователи феномена сопротивления разделяли пессимистические взгляды Фрейда на человеческую природу.

В последние десятилетия растет осознание того, что наше сопротивление переменам не является неадаптивным, а, напротив, представляет собой важный механизм нашего выживания. Согласно теории самозащиты сопротивления, подобно тому, как наши физические органы сопротивляются внезапным изменениям в своей работе, наше самоощущение также защищено от резких изменений по веским причинам.

Для полноценного функционирования нам необходимо целостное самоощущение
Для полноценного функционирования нам необходимо целостное самоощущение

Для полноценного функционирования нам необходимо целостное самоощущение. И хотя порой нам может казаться, что мы не можем изменить свою личность так же легко, как сменить одежду, на самом деле это скорее проклятие, чем благословение.

Слабое самоощущение значительно затруднило бы наше взаимодействие с миром. Многие психологические расстройства, такие как пограничное расстройство личности, являются результатом неспособности поддерживать целостное самоощущение.

Таким образом, тот факт, что изменение основных элементов нашей личности является сложной задачей, рассматривается как адаптивная черта человеческой природы. Как объясняет Махони:

«Многие люди не меняются или меняются незначительно, потому что мы в основе своей консервативные существа. Это не наша вина. Это наша форма жизни. Согласованность и непрерывность заложены в системе жизнеобеспечения, и неудивительно, что эти темы находят отражение и в нашей психологической жизни. Мы не только стремимся к порядку, но и нуждаемся в нём. Мы организованы системами действий и часто очень защищаем свои собственные шаблоны».

Хотя наше сопротивление переменам является естественной защитной реакцией, это не означает, что мы не способны изменяться, и порой даже кардинально. Мы не ограничены рамками своего детства, и наша готовность к переменам остается с нами на протяжении всей жизни.

Однако, согласно теории о сопротивлении, основанной на самозащите, изменения не всегда даются легко и могут требовать постоянных усилий на протяжении длительного времени. В процессе попыток измениться вполне естественно переживать периоды сильных эмоций, таких как тревога, страх, депрессия и сомнение.

Эти чувства не должны восприниматься как свидетельство того, что мы заблудились или что наши усилия обречены на провал. Они лишь отражают естественную потребность в порядке и гармонии в нашей внутренней жизни.

Во всех значимых жизненных ситуациях нам приходится сталкиваться с неопределённостью
Во всех значимых жизненных ситуациях нам приходится сталкиваться с неопределённостью

Несмотря на трудности, которые могут возникнуть на пути к переменам, часто именно отсутствие изменений и неспособность противостоять жизненным вызовам в долгосрочной перспективе приводят к еще большим страданиям. Мы можем желать, чтобы жизнь была легкой, но, цепляясь за эту надежду, мы, вероятно, лишь испытаем разочарование.

Скорее, было бы разумнее смотреть на жизнь такой, какая она есть, — как на путешествие, которое иногда захватывающее, иногда опасное и очень часто неопределённое, или, как поэтически выразился Фицджеймс Стивен:

«Во всех значимых жизненных ситуациях нам приходится сталкиваться с неопределённостью. Если мы предпочитаем оставлять загадки без ответов, это наш выбор. Если мы сомневаемся в своём выборе, это также остаётся за нами. Однако, какой бы путь мы ни выбрали, мы делаем это на свой страх и риск.

Мы словно стоим на горном перевале, окружённом кружащимся снегом и слепящим туманом. Время от времени сквозь мглу проглядывают тропинки, которые могут показаться обманчивыми. Если мы останемся на месте, то замёрзнем насмерть. Если же мы выберем неверный путь, то можем разбиться. И мы не знаем наверняка, есть ли вообще правильный путь.

Что же нам остаётся делать? «Будьте сильными и мужественными», — говорим мы себе. Стремитесь к лучшему, надейтесь на лучшее и принимайте то, что приходит. Если смерть положит конец всему, мы не сможем встретить её лучше.». (Джеймс Фицджеймс Стивен, «Свобода, равенство, братство»)

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа