Найти тему

Почему ваш врач рекомендует лекарства наугад

Исследования свойств новых лекарств проводят на деньги фармкомпаний. И вот, порой, лекарство не сработало. Или сработало не так, как ожидалось. Что, в целом, вполне естественно.

Внимание, вопрос. Как вы думаете, станет ли фармацевтическая компания публиковать данные о проведенном исследовании?

Эрик Тёрнер изучил публикации, посвящённые группе из 12 антидепрессантов. 94% всех статей оказались посвящены экспериментам, показавшим положительный эффект. Мол, всё гут. А затем он проверил исследования, хранящиеся в Управлении по санитарному надзору США. И вот среди этих работ, сюрприз, положительный результат был отмечен только в половине случаев.

Из 38 исследований, выставлявших антидепрессанты в позитивном свете, о 37 вышли статьи в прессе. Ну а из 36, где обнаружили, что результат не соответствовал ожидаемому, опубликовали три. Так создается эффект предвзятости публикаций.

Производителей лекарств понять можно. Но нам, полагаю, было бы приятнее, когда наш лечащий врач имеет доступ ко всем исследованиям о лекарстве, которое собирается нам прописать.

Кстати. Отрицательные результаты означают, в частности, что у нашего лекарства есть побочные эффекты. Что мы делаем? Признаемся?

Не, ну что вы. Так маркетологом в фарме не стать.

Надо по-другому. Скажем, побочные эффекты антидепрессантов можно отнести на счет симптомов самого заболевания. Ведь болезнь шутка плохая и звучит логично, что при ней происходят неприятные штуки.

Как маркетолог – я должен советовать брать на вооружение метод фармкомпаний. Говоря по-простому – демонстрируйте только положительный результат. Но как ипохондрик со стажем – ну, не знаю.

© Николай Молчанов - кандидат психологических наук, выпускник МГУ и INSEAD, колумнист Psychologies и РБК.

Мои книги "Человек покупающий и продающий", "Стратегия вверх тормашками" жюри PricewaterhouseCoopers признало лучшими деловыми книгами России в 2022 г. и 2020 г.

Веду блог "Психология Маркетинга" о поведенческой психологии в Telegram.. На пальцах объясняю самые крутые штуки о психологии, ловушках мышления и техниках манипуляции. 180 000+ подписчиков уже в курсе.

Не упусти шанс изменить свою судьбу. Подписывайся, пригодится