В Древней Греции, за исключением Спарты, женщины были практически бесправны и не участвовали в политической и юридической жизни общества. Однако некоторые из них смогли преодолеть социальные и культурные ограничения и оставить свой след в истории.
Ранее мы уже рассказывали вам о непростой женской доле в античном мире. Сегодня хотим поделиться пятью вдохновляющими историями о женщинах, которые бросили вызов общественным нормам того времени, порой рискуя своей жизнью.
Телесилла из Аргоса
Телесилла выступила против спартанцев.
Телесиллу из Аргоса упоминает Антипатр Фессалоникский (I в. до н.э. — I в. н.э.) в своей эпиграмме, посвящённой девяти лучшим греческим поэтессам. В произведении она стоит рядом с такими известными поэтами, как Сапфо.
Но прославилась Телесилла больше не лирическими произведениями, а своей решительностью и храбростью.
Когда аргосцы потерпели поражение от спартанского царя Клеомена (ок. 519 - 490 гг. до н.э.), Телесилла собрала рабов, вооружила всех, кто по молодости или старости не носил оружия, а также женщин, и выступила на встречу спартанцам.
...лакедемоняне подумали, что если они погубят этих женщин, их победа будет бесславна, если же они будут разбиты, то поражение соединится для них с позором, поэтому они отступили перед женщинами.
Павсаний. Описание Эллады. II.20.9.
Клеомен отступил, а Аргос был спасен от разорения.
За этот подвиг Телесилле в Аргосе, в храме Афродиты, перед статуей богини было высечено рельефное изображение.
За театром находится храм Афродиты и перед изображением богини — рельефное изображение Телесиллы, той, которая писала стихи: ее книги брошены у ее ног, сама же она смотрит на шлем, который держит в руке, собираясь надеть его себе на голову.
Павсании. Описание Эллады. II.20.8.
Агнодика из Афин
Агнодика считается первой в Древней Греции женщиной-врачом-акушером.
Её история известна из единственного древнего источника — Фабул римского писателя Гая Юлия Гигина (64 г. до н.э. - 17 г. н.э.).
Согласно Гигину, Агнодика была жительницей древних Афин, где в то время женщинам было запрещено изучать медицину под угрозой смерти. Чтобы получить образование врача, она переоделась мужчиной, коротко подстриглась и отправилась учиться у Герофила в Александрию.
Получив образование, Агнодика вернулась в Афины и начала помогать женщинам, которые из-за смущения не хотели обращаться к врачам-мужчинам. Она тайно признавалась им, что тоже является женщиной.
Другие врачи, воспринимая её как мужчину и завидуя её успехам, обвинили Агнодику в том, что она соблазняет своих пациенток.
На суде перед ареопагом Агнодика подняла одежду, показав, что она женщина. Её обвинили в нарушении закона, запрещавшего женщинам заниматься медициной, но за неё вступились жёны важных афинян, которых она лечила. В результате закон был изменён, и женщины получили право заниматься медициной.
Ученые сомневаются в реальности Агнодики, однако, основываясь на анализе сочинений Гигина — единственного источника, в котором упоминается эта героиня, они предполагают, что события, связанные с ней, происходили в V-IV веках до нашей эры.
Киниска из Спарты
Киниска является первой женщиной, победившей на Олимпийских играх.
Она родилась между 440 и 442 годами до нашей эры и стала царицей Спарты, будучи дочерью царя Архидама II и сестрой Агиса II и Агесилая II.
У Архидама была и дочь по имени Киниска, которая с величайшей страстью предавалась олимпийским состязаниям и первая из женщин содержала с этой целью лошадей и первая из них одержала победу на Олимпийских играх. После Киниски и другие женщины, особенно из Лакедемона, добивались побед в Олимпии, но никто из них не заслужил такой славы своими победами, как она.
Павсаний. Описание Эллады. III.8.1.
Её упряжки дважды становились победителями игр — в 396 и 392 годах до нашей эры — в гонках колесниц-квадриг. Хотя в те времена женщины не имели права присутствовать на состязаниях, даже в качестве зрителей, формально победителями объявлялись не возницы, а владельцы упряжек. Таким образом, это был единственный вид соревнований, где женщины могли участвовать и одерживать победы.
Современник событий Ксенофонт писал о царе Агесилае:
Свою сестру Киниску он убедил разводить коней для конных ристаний. На состязаниях в беге колесниц Киниска одержала победу, и Агесилай благодаря этому ясно всем показал, что разведение подобных коней свидетельствует только о богатстве, а вовсе не о мужской доблести.
Ксенофонт. Агесилай. IX.6.
В Олимпии была установлена бронзовая колесница с конями и возницей и статуя самой Киниски работы мегарского скульптора Апеллея. При раскопках была обнаружена база с повреждённой посвятительной надписью:
Спарты (цари мне)
отцы и братья; победив (колесницей на быстроногих конях)
я, Киниска, (воздвигла) эту статую;
с гордостью я говорю: единственная из всех женщин Эллады
я получила этот венок
…
Апеллей, сын Калликлея, сделал
Каллипатейра из Родоса
Каллипатейра была первой женщиной-тренером в Древней Греции.
Каллипатейра была внучкой Дамагета, короля Иалисоса. Её отец, Диагор Родосский, прославился как легендарный кулачный боец, выигравший Олимпийские игры.
Диагор был настоящим отцом семейства чемпионов. Он не только воспитывал в своих детях дух спорта и добродетели, которые сам проявлял на соревнованиях, но и лично тренировал трёх своих сыновей — Дамагетоса, Акусилаоса и Дориеуса. Каждый из них стал олимпийским чемпионом.
Каллипатейра, как и её братья, тренировалась с детства под руководством отца. Однако она не могла участвовать в соревнованиях, так как в те времена для женщин это было под строгим запретом. Более того, замужним женщинам и вдовам не разрешалось даже наблюдать за состязаниями — нарушение этих законов каралось смертной казнью.
После смерти мужа Каллипатейра взяла на себя роль тренера по гимнастике для своего сына Пейсирода. Она добилась значительных успехов в этом деле, и её сын стал одним из лучших гимнастов своего времени.
Когда они отправились на Олимпийские игры, Каллипатейра, чтобы понаблюдать за сыном, переоделась в мужскую одежду и заняла место в специальной зоне на палестре, предназначенной для тренеров. Однако в самый разгар соревнований она случайно выдала себя, когда радовалась победе Пейсирода.
Вот как эту историю описывает Павсаний:
Есть закон у элейцев — сталкивать с этой горы женщин, если они будут уличены в том, что они пришли на Олимпийские игры или даже только что они в неуказанные для них дни перешли Алфей. Но говорят, что на самом деле ни одна из женщин не была поймана, кроме одной Каллипатеры; но есть и такие, которые ту же женщину называют Ференикой, а не Каллипатерой. Так как ее муж умер еще раньше, то она, приняв во всем вид настоящего учителя гимнастики, привела на состязания в Олимпию своего сына. Когда Пейсирод, ее сын, оказался победителем, то Каллипатера перескочила тот барьер, который отделял учителей гимнастики от арены, и при этом обнаружила свой пол. Хотя было открыто, что она женщина, но ее отпустили без наказания из уважения к ее отцу, братьям, сыну: они все были победителями на Олимпийских играх; но они установили закон, чтобы на будущее время учителя гимнастики присутствовали на состязаниях обнаженными.
Павсаний. Описание Эллады. I.6.7.
После этого случая было принято правило, согласно которому тренеры должны были присутствовать на Олимпийских играх только голыми. Ранее они носили трибон — короткий плащ из грубой шерсти, который продолжали использовать и после инцидента с Каллипатерой на других соревнованиях, таких как Пифийские и Истмийские игры.
Гидна из Скионы
Гидна сыграла важную роль в победе греков над персами при при Саламине.
Гидна была широко известна в Греции как превосходная пловчиха. С раннего детства её отец, Скиллид, занимался с ней плаванием, и она быстро освоила этот навык. Её отличала удивительная способность преодолевать большие расстояния и нырять на значительную глубину.
Павсаний в своём труде «Описание Эллады» рассказывает, что перед решающим морским сражением с персами (480 г. до н. э.) Гидна и её отец Скиллид решили помочь грекам разгромить находившийся неподалёку персидский флот.
Рядом со статуей Горгия стоит посвящение амфиктионов, статуя Скиллида из Скионы, который известен тем, что мог нырять в очень глубоких местах в море. Этому же он научил и свою дочь Гидну. Когда у горы Пелиона флот Ксеркса был захвачен внезапно разразившейся бурей, то оба они - (и отец и дочь) - довели его до гибели, вытаскивая со дна моря якоря триер или другие какие-либо крепления. За это амфиктионы поставили статую как самому Скиллиду, так и его дочери.
Павсаний. Описание Эллады. X.19.1.
Когда персидский царь Ксеркс I прибыл в Грецию, он приказал своим кораблям причалить у берегов горы Пелион, чтобы переждать шторм перед битвой при Артемисии.
В ночь перед сражением отец и дочь преодолели около 15 километров по бурным и неспокойным водам, чтобы добраться до персидских кораблей. Они незаметно перемещались между судами и, ныряя под них, вытаскивали якоря из донного грунта. Без якорей корабли бились друг о друга в бурной воде, что привело к серьёзным повреждениям, а некоторые из них даже затонули.
Эта диверсия застала персов врасплох и значительно замедлила их продвижение. Греческий флот получил больше времени для подготовки в Артемисии, что в итоге привело к его победе в битве при Саламине.
Это лишь несколько примеров выдающихся женщин Древней Греции. Таких историй десятки. Можно только предполагать, сколько из них не дошли до наших времен. Однако мы точно знаем, что их было немало. Эти женщины боролись за свои права, стремились к самореализации, совершали открытия и создавали произведения искусства, внося свой вклад в развитие общества. Их достижения и подвиги вдохновляют нас и сегодня.