Найти в Дзене
Музей Горгиппия

Древнегреческие женщины, которые бросили вызов обществу: пять историй успеха

В Древней Греции, за исключением Спарты, женщины были практически бесправны и не участвовали в политической и юридической жизни общества. Однако некоторые из них смогли преодолеть социальные и культурные ограничения и оставить свой след в истории. Ранее мы уже рассказывали вам о непростой женской доле в античном мире. Сегодня хотим поделиться пятью вдохновляющими историями о женщинах, которые бросили вызов общественным нормам того времени, порой рискуя своей жизнью. Телесилла выступила против спартанцев. Телесиллу из Аргоса упоминает Антипатр Фессалоникский (I в. до н.э. — I в. н.э.) в своей эпиграмме, посвящённой девяти лучшим греческим поэтессам. В произведении она стоит рядом с такими известными поэтами, как Сапфо. Но прославилась Телесилла больше не лирическими произведениями, а своей решительностью и храбростью. Когда аргосцы потерпели поражение от спартанского царя Клеомена (ок. 519 - 490 гг. до н.э.), Телесилла собрала рабов, вооружила всех, кто по молодости или старости не носи
Оглавление

В Древней Греции, за исключением Спарты, женщины были практически бесправны и не участвовали в политической и юридической жизни общества. Однако некоторые из них смогли преодолеть социальные и культурные ограничения и оставить свой след в истории.

Ранее мы уже рассказывали вам о непростой женской доле в античном мире. Сегодня хотим поделиться пятью вдохновляющими историями о женщинах, которые бросили вызов общественным нормам того времени, порой рискуя своей жизнью.

Телесилла из Аргоса

Телесилла выступила против спартанцев.

Телесиллу из Аргоса упоминает Антипатр Фессалоникский (I в. до н.э. — I в. н.э.) в своей эпиграмме, посвящённой девяти лучшим греческим поэтессам. В произведении она стоит рядом с такими известными поэтами, как Сапфо.

Но прославилась Телесилла больше не лирическими произведениями, а своей решительностью и храбростью.

Когда аргосцы потерпели поражение от спартанского царя Клеомена (ок. 519 - 490 гг. до н.э.), Телесилла собрала рабов, вооружила всех, кто по молодости или старости не носил оружия, а также женщин, и выступила на встречу спартанцам.

...лакеде­мо­няне поду­ма­ли, что если они погу­бят этих жен­щин, их победа будет бес­слав­на, если же они будут раз­би­ты, то пора­же­ние соеди­нит­ся для них с позо­ром, поэто­му они отсту­пи­ли перед жен­щи­на­ми.

Павсаний. Описание Эллады. II.20.9.

Клеомен отступил, а Аргос был спасен от разорения.

За этот подвиг Телесилле в Аргосе, в храме Афродиты, перед статуей богини было высечено рельефное изображение.

За теат­ром нахо­дит­ся храм Афро­ди­ты и перед изо­бра­же­ни­ем боги­ни — рельеф­ное изо­бра­же­ние Теле­сил­лы, той, кото­рая писа­ла сти­хи: ее кни­ги бро­ше­ны у ее ног, сама же она смот­рит на шлем, кото­рый дер­жит в руке, соби­ра­ясь надеть его себе на голо­ву.

Павсании. Описание Эллады. II.20.8.

Телесилла из Аргоса. Холст, масло. Ж. Этеск. 1841 г.
Телесилла из Аргоса. Холст, масло. Ж. Этеск. 1841 г.

Агнодика из Афин

Агнодика считается первой в Древней Греции женщиной-врачом-акушером.

Её история известна из единственного древнего источника — Фабул римского писателя Гая Юлия Гигина (64 г. до н.э. - 17 г. н.э.).

Согласно Гигину, Агнодика была жительницей древних Афин, где в то время женщинам было запрещено изучать медицину под угрозой смерти. Чтобы получить образование врача, она переоделась мужчиной, коротко подстриглась и отправилась учиться у Герофила в Александрию.

Получив образование, Агнодика вернулась в Афины и начала помогать женщинам, которые из-за смущения не хотели обращаться к врачам-мужчинам. Она тайно признавалась им, что тоже является женщиной.

Другие врачи, воспринимая её как мужчину и завидуя её успехам, обвинили Агнодику в том, что она соблазняет своих пациенток.

На суде перед ареопагом Агнодика подняла одежду, показав, что она женщина. Её обвинили в нарушении закона, запрещавшего женщинам заниматься медициной, но за неё вступились жёны важных афинян, которых она лечила. В результате закон был изменён, и женщины получили право заниматься медициной.

Ученые сомневаются в реальности Агнодики, однако, основываясь на анализе сочинений Гигина — единственного источника, в котором упоминается эта героиня, они предполагают, что события, связанные с ней, происходили в V-IV веках до нашей эры.

Агнодика на суде снимает тунику, чтобы показать свой истинный пол. Раскрашенная литография Огюста Фуко. 1833 г.
Агнодика на суде снимает тунику, чтобы показать свой истинный пол. Раскрашенная литография Огюста Фуко. 1833 г.

Киниска из Спарты

Киниска является первой женщиной, победившей на Олимпийских играх.

Она родилась между 440 и 442 годами до нашей эры и стала царицей Спарты, будучи дочерью царя Архидама II и сестрой Агиса II и Агесилая II.

У Архида­ма была и дочь по име­ни Кинис­ка, кото­рая с вели­чай­шей стра­стью пре­да­ва­лась олим­пий­ским состя­за­ни­ям и пер­вая из жен­щин содер­жа­ла с этой целью лоша­дей и пер­вая из них одер­жа­ла победу на Олим­пий­ских играх. После Кинис­ки и дру­гие жен­щи­ны, осо­бен­но из Лакеде­мо­на, доби­ва­лись побед в Олим­пии, но никто из них не заслу­жил такой сла­вы сво­и­ми побе­да­ми, как она.

Павсаний. Описание Эллады. III.8.1.

Её упряжки дважды становились победителями игр — в 396 и 392 годах до нашей эры — в гонках колесниц-квадриг. Хотя в те времена женщины не имели права присутствовать на состязаниях, даже в качестве зрителей, формально победителями объявлялись не возницы, а владельцы упряжек. Таким образом, это был единственный вид соревнований, где женщины могли участвовать и одерживать победы.

Современник событий Ксенофонт писал о царе Агесилае:

Свою сестру Кинис­ку он убедил раз­во­дить коней для кон­ных риста­ний. На состязаниях в беге колес­ниц Кинис­ка одер­жа­ла победу, и Аге­си­лай бла­го­да­ря это­му ясно всем пока­зал, что раз­веде­ние подобных коней свидетельствует толь­ко о богат­стве, а вовсе не о муж­ской доб­ле­сти.

Ксенофонт. Агесилай. IX.6.

В Олимпии была установлена бронзовая колесница с конями и возницей и статуя самой Киниски работы мегарского скульптора Апеллея. При раскопках была обнаружена база с повреждённой посвятительной надписью:

Спарты (цари мне)
отцы и братья; победив (колесницей на быстроногих конях)
я, Киниска, (воздвигла) эту статую;
с гордостью я говорю: единственная из всех женщин Эллады
я получила этот венок
Апеллей, сын Калликлея, сделал
Изображение колесницы-квадриги на чернофигурной столовой амфоре. 540 г. до н.э. Музей "Staatliche Antikensammlungen", г. Мюнхен.
Изображение колесницы-квадриги на чернофигурной столовой амфоре. 540 г. до н.э. Музей "Staatliche Antikensammlungen", г. Мюнхен.

Каллипатейра из Родоса

Каллипатейра была первой женщиной-тренером в Древней Греции.

Каллипатейра была внучкой Дамагета, короля Иалисоса. Её отец, Диагор Родосский, прославился как легендарный кулачный боец, выигравший Олимпийские игры.

Диагор был настоящим отцом семейства чемпионов. Он не только воспитывал в своих детях дух спорта и добродетели, которые сам проявлял на соревнованиях, но и лично тренировал трёх своих сыновей — Дамагетоса, Акусилаоса и Дориеуса. Каждый из них стал олимпийским чемпионом.

Каллипатейра, как и её братья, тренировалась с детства под руководством отца. Однако она не могла участвовать в соревнованиях, так как в те времена для женщин это было под строгим запретом. Более того, замужним женщинам и вдовам не разрешалось даже наблюдать за состязаниями — нарушение этих законов каралось смертной казнью.

После смерти мужа Каллипатейра взяла на себя роль тренера по гимнастике для своего сына Пейсирода. Она добилась значительных успехов в этом деле, и её сын стал одним из лучших гимнастов своего времени.

Когда они отправились на Олимпийские игры, Каллипатейра, чтобы понаблюдать за сыном, переоделась в мужскую одежду и заняла место в специальной зоне на палестре, предназначенной для тренеров. Однако в самый разгар соревнований она случайно выдала себя, когда радовалась победе Пейсирода.

Вот как эту историю описывает Павсаний:

Есть закон у элей­цев — стал­ки­вать с этой горы жен­щин, если они будут ули­че­ны в том, что они при­шли на Олим­пий­ские игры или даже толь­ко что они в неука­зан­ные для них дни пере­шли Алфей. Но гово­рят, что на самом деле ни одна из жен­щин не была пой­ма­на, кро­ме одной Кал­ли­па­те­ры; но есть и такие, кото­рые ту же жен­щи­ну назы­ва­ют Фере­ни­кой, а не Кал­ли­па­те­рой. Так как ее муж умер еще рань­ше, то она, при­няв во всем вид насто­я­ще­го учи­те­ля гим­на­сти­ки, при­ве­ла на состя­за­ния в Олим­пию сво­его сына. Когда Пей­си­род, ее сын, ока­зал­ся победи­те­лем, то Кал­ли­па­те­ра пере­ско­чи­ла тот барьер, кото­рый отде­лял учи­те­лей гим­на­сти­ки от аре­ны, и при этом обна­ру­жи­ла свой пол. Хотя было откры­то, что она жен­щи­на, но ее отпу­сти­ли без нака­за­ния из ува­же­ния к ее отцу, бра­тьям, сыну: они все были победи­те­ля­ми на Олим­пий­ских играх; но они уста­но­ви­ли закон, чтобы на буду­щее вре­мя учи­те­ля гим­на­сти­ки при­сут­ст­во­ва­ли на состя­за­ни­ях обна­жен­ны­ми.

Павсаний. Описание Эллады. I.6.7.

После этого случая было принято правило, согласно которому тренеры должны были присутствовать на Олимпийских играх только голыми. Ранее они носили трибон — короткий плащ из грубой шерсти, который продолжали использовать и после инцидента с Каллипатерой на других соревнованиях, таких как Пифийские и Истмийские игры.

Двое сыновей несут Диагора после олимпийской победы, картина Огюста Виншона, 1814 г. Национальная школа изящных искусств (Beaux-Arts de Paris), Париж.
Двое сыновей несут Диагора после олимпийской победы, картина Огюста Виншона, 1814 г. Национальная школа изящных искусств (Beaux-Arts de Paris), Париж.

Гидна из Скионы

Гидна сыграла важную роль в победе греков над персами при при Саламине.

Гидна была широко известна в Греции как превосходная пловчиха. С раннего детства её отец, Скиллид, занимался с ней плаванием, и она быстро освоила этот навык. Её отличала удивительная способность преодолевать большие расстояния и нырять на значительную глубину.

Павсаний в своём труде «Описание Эллады» рассказывает, что перед решающим морским сражением с персами (480 г. до н. э.) Гидна и её отец Скиллид решили помочь грекам разгромить находившийся неподалёку персидский флот.

Рядом со статуей Горгия стоит посвящение амфиктионов, статуя Скиллида из Скионы, который известен тем, что мог нырять в очень глубоких местах в море. Этому же он научил и свою дочь Гидну. Когда у горы Пелиона флот Ксеркса был захвачен внезапно разразившейся бурей, то оба они - (и отец и дочь) - довели его до гибели, вытаскивая со дна моря якоря триер или другие какие-либо крепления. За это амфиктионы поставили статую как самому Скиллиду, так и его дочери.

Павсаний. Описание Эллады. X.19.1.

Когда персидский царь Ксеркс I прибыл в Грецию, он приказал своим кораблям причалить у берегов горы Пелион, чтобы переждать шторм перед битвой при Артемисии.

В ночь перед сражением отец и дочь преодолели около 15 километров по бурным и неспокойным водам, чтобы добраться до персидских кораблей. Они незаметно перемещались между судами и, ныряя под них, вытаскивали якоря из донного грунта. Без якорей корабли бились друг о друга в бурной воде, что привело к серьёзным повреждениям, а некоторые из них даже затонули.

Эта диверсия застала персов врасплох и значительно замедлила их продвижение. Греческий флот получил больше времени для подготовки в Артемисии, что в итоге привело к его победе в битве при Саламине.

Изображение плавающих женщин на столовой амфоре. VI в. до н.э. Лувр.
Изображение плавающих женщин на столовой амфоре. VI в. до н.э. Лувр.

Это лишь несколько примеров выдающихся женщин Древней Греции. Таких историй десятки. Можно только предполагать, сколько из них не дошли до наших времен. Однако мы точно знаем, что их было немало. Эти женщины боролись за свои права, стремились к самореализации, совершали открытия и создавали произведения искусства, внося свой вклад в развитие общества. Их достижения и подвиги вдохновляют нас и сегодня.