Найти в Дзене
Ольга Брюс

Проучить соседку

—О, какие куркули, прямо комнату целую сделали. Не то, что у простых работяг.
Не обнаружив ничего подозрительного, она ушла. Лариса слышала, как старуха продолжала что-то бубнить себе под нос, но решила не обращать на это внимания

—Смотри, сынок, в каких хоромах мы будем жить, — Лариса с гордостью показала своему двенадцатилетнему сыну Тимофею огромный дом, на который мальчик взирал с некоторым страхом.

Район, куда собиралась переезжать Лариса, был построен в честь Олимпиады-80. Да, той самой, на которой знаменитый Олимпийский Мишка приводил в восторг всех зрителей и надолго стал визитной карточкой Советского Союза. Лариса сразу полюбила это место -кругом столько деревьев, что с верхних этажей все вокруг кажется опутанным зеленой дымкой по утрам. Высота домов впечатляет – целых шестнадцать этажей, а уж подъездов и вовсе неприлично много – 12. Каждый, кто впервые оказывался в этом районе, чувствовал себя слегка задавленным величием этого человейника, в котором, как казалось, проживает добрая половина города.

Здесь можно было любоваться на скачущих по ветвям белок, наслаждаться стрекотанием кузнечиков и сверчков. Летними вечерами жители садились на скамейки возле подъездов и с наслаждением вдыхали воздух, смешанный с ароматом зеленой листвы и цветов, кои росли в изобилии по всему двору. Позже Лариса, когда немного обжилась, стала и сама сидеть по вечерам на улице, вдыхая опьяняюще свежий воздух. Однако сокращать дистанцию с соседями не спешила – предпочитала сначала как следует узнать людей, прежде чем предлагать более близкое общение.

Женщине повезло купить квартиру у семьи, которая заселилась в этот дом одной из первых. То есть по факту они прожили здесь почти сорок лет, со дня его сдачи жильцам. На вопрос Ларисы, почему они решили продать квартиру, последовал короткий ответ:

—Так ведь хочется и в другой стране пожить. Вот и хотим продать, чтобы были деньги на выезд и проживание.

Сама Лариса пока ничего подобного не планировала. Тимофей был слишком маленький, чтобы думать о поездке и учебе за границей. Объявление о продаже квартиры Лариса увидела совершенно случайно и была очарована районом с первой же встречи. Даже бдительные бабульки, которые чуть ли не круглосуточно дежурили возле подъездов на своих любимых скамейках, и те не отбили желания поселиться именно здесь. В этом дворе было какое-то особое очарование, которое захватило и подчинило себе Ларису настолько, что она не представляла себе иного места для проживания.

Женщина заранее решила, что купит только ту квартиру, что будет расположена на самом верхнем этаже. Чтобы над головой были только голуби, а не невменяемые соседи, по топоту которых отчетливо представляешь себе брачный сезон крупных животных с гонками и криками в самое неудобное время. Поэтому шестнадцатый этаж показался ей идеальным вариантом. А что в этом плохого? Лифт исправно работает, за его состоянием добросовестно следят не только те, кому положено по долгу службы, но и сами жильцы. Малейший скрип или намек на поломку – и все бегут, чтобы исправить опасную ситуацию.

Лариса после развода с мужем, Виктором, была сама не своя. Понимала, что от бывшего благоверного помощи не будет. Если она не выйдет на работу, то придется им с сыном опять кочевать по разным съемным углам. Этого женщина категорически не хотела. Поднатужившись, она смогла накопить деньги на первоначальный взнос, часть суммы помогли внести родители и братья. Пусть Виктор оставил ее, но разве могут считаться отцы бывшими?? Впрочем, Тимофей вскоре услышал, каким бывал его отец в молодом возрасте.

—От него толку не было, — как-то объяснила Лариса мальчику. – Он мог уйти на целый день из дому, чтобы просто поваляться на кровати в квартире родителей и ничего не делать. Зато потом хвастался, что ему члены нашей семейки лично предлагали огромный особняк за несколько миллионов, а он отказался от него, считая унизительным подарки и подачки со стороны жены. Мол, я как мужик сам все заработаю, но по факту ничего не сделал. Он был обычный балабол и трепач. И любитель повышать голос.

При этих словах женщина вспомнила, как впервые познакомилась с соседкой – бабой Зоей, которая жила этажом ниже. Это произошло в день, когда Лариса пришла смотреть квартиру в компании риэлтора, разливавшегося соловьем по поводу нового объекта для смотрин:

—Все, как вы хотели. Отличный район, прекрасная инфраструктура. Почти все жильцы живут там очень давно, то есть всяких приезжих и заезжих очень мало, почти нет. Все друг друга знают, с такими соседями даже сигнализация не нужна.

Довольный своей шуткой, риэлтор рассмеялся. Лариса подумала, что он какой-то легкомысленный, но согласилась приехать в офис, чтобы вместе съездить и посмотреть квартиру, о которой шла речь.

Дорога до нужного пункта заняла не больше получаса. Риэлтор, судя по его репликам, был уверен в том, что нашел самый подходящий вариант, хотя Лариса была настроена несколько скептично. Они уже успели несколько раз выехать на осмотр, но женщине ничего не понравилось. Все было не так, как ей хотелось. Оставалось надеяться, что этот визит окажется не напрасным.

Но опасениям женщины не было суждено сбыться. Едва въехав в квартал, Лариса залюбовалась увиденным:

—Вот это красота… столько зелени, столько старых деревьев… и дворы такие уютные, сразу видно, что людям не все равно, в каких условиях живут.

Квартира была, что называется, убитая. Опытным глазом Лариса рассмотрела, что ремонт здесь не делался очень давно. Хозяева подтвердили ее догадки:

—Мы тут мелкий ремонт только делали, да подшаманивали кое-где при возможности. С деньгами всегда было трудно, а чего еще ждать от нас при такой дороговизне и маленьких зарплатах? Купите – будете сами себе хозяйка, наворотите любой ремонт, какой только пожелаете.

«Выходит, здесь нормальный ремонт делали почти сорок лет назад», — подвела итоги Лариса. В принципе, она была готова к этому. Довольный риэлтор предложил, не теряя времени, заехать в офис и обсудить комиссионные и условия сделки. Как только они спустились во двор продолжая обсуждать по дороге к машине условия, как раздался оглушительный крик примерно с тридцатиметрового расстояния:

—Эй вы, а дверь подержать не судьба?

Изумленная таким обращением, Лариса повернула голову в сторону крика. Ее глазам предстала невысокая, юркая пожилая женщина лет за семьдесят, которая стремительно неслась на нее с выражением фурии на лице. При виде незнакомки бабка гаркнула:

—Дверь захлопнулась, не могли подержать? Сходи открой мне!

—Простите, я нездешняя, ко́да не знаю, —пыталась оправдаться обалдевшая от такой внезапной атаки Лариса. – Не видела, что вы идете, вот и закрыла, не стала оглядываться.

—Ходят тут всякие, даже простой помощи не дождешься, — язвительно буркнула бабка и открыла дверь своим чипом. Войдя внутрь, оглянулась назад и сплюнула. Риэлтор растерянно улыбнулся и развел руками:

—Ну-у… в каждом доме такие бабульки есть, не правда ли?

—Да уж, —Лариса была под впечатлением, — просто чудо как хороша бабушка…

—Ну, вам с ней не заводить детей, — выдал перл риэлтор, — давайте вернемся в офис и там все обговорим. Я так понимаю, жилье вас устраивает? Райончик, как вы сами заметили, очень даже ничего. Все нужное в шаговой доступности.

Лариса тут же переключилась на мысли о новой квартире.

—Да, с крышей, судя по всему, проблем нет. Протечек не заметила, следов подтеков тоже нет за столько лет. Значит, крышу сделали на совесть.

—Главное, что вам понравилась сама квартира. Все остальное любой новый хозяин переделывает по своему вкусу, — заметил риэлтор.

После покупки жилья начался намеченный ремонт. Ларисе пришлось обойти соседей в двух подъездах, чтобы объяснить, что она, как новая хозяйка той квартиры, начинает полную переделку. Но пообещала при этом, что будет соблюдать все правила к требованию по шуму и времени работ, что и было сделано. Но сколько времени и сил отнял этот ремонт, словами не передать!

Со стороны соседей нареканий и жалоб в первые недели не было, но зато потом…

—Поступила жалоба, что вы создаете невыносимый шум по ночам, —к Ларисе постучался приземистый участковый, который со скучающим видом стоял возле полуоткрытой двери. Дело было в восемь вечера, строители ушли час назад. Удивленная, женщина посторонилась и пропустила участкового внутрь:

—У меня договор с бригадой – работают с девяти утра до семи вечера, по выходным никто не приходит. Ночью никаких работ не ведется, я сейчас собиралась уходить. Да и режим тишины соблюдают – с двух до четырех никакого грохота, только такие работы, чтобы без шума. А что не так?

—Ну, — участковый почесал кончиком ручки макушку, сняв предварительно головой убор, — пишут, что здесь после семи вечера начинается натуральный шабаш. Кричат, гремят, что-то без конца роняют и оставляют пустые бутылки из-под водки прямо в подъезде.

—Что?! —у Ларисы чуть не отвисла челюсть. — Это кому такое в голову взбрело?

Вместо ответа участковый попросил договор с ремонтной бригадой. Лариса порадовалась, что заранее позаботилась о таком важном документе, и принесла требуемое. Изучив бумагу очень внимательно, участковый пожал плечами:

—Здесь, насколько я могу судить, пока никто не проживает, так?

—Работы еще ого-го сколько, как тут жить? —удивилась Лариса. – Успели только проводку и сантехнику поменять. Ключи я никому не оставляю, сама открываю мастерам по утрам и вечером закрываю. Перед уходом проверяю, чтобы все было отключено и не создавало угрозу для остальных жильцов.

—Да уж, —хмыкнул участковый, —выходит, просто так наговорили… Ну ладно, будем выяснять. Спасибо, гражданочка.

Не прощаясь, мужчина ушел. Лариса после его ухода задумалась:

—Да кому это надо – гнать заведомую чушь? Как будто непонятно, что на новом месте никто не будет нарываться на скандал.

Однако автор анонимных жалоб не желал оставлять Ларису в покое. Почти каждую неделю, с перерывом в день-два, кто-нибудь обязательно приходил и устраивал проверку. Ремонтники начали нервно посматривать на хозяйку:

—Вам бы стоило переговорить с соседями. Невозможно ведь работать. Только начнешь, как кто-нибудь начинает ломиться и требовать показать, чем мы тут заняты.

Лариса решила подключить к этому вопросу бывшего мужа. Виктор, несмотря на свою любовь к ничегоненеделанию, все же нашел в себе силы и время прийти на помощь бывшей жене. Он получил повышение по службе, став полковником полиции, и выглядел весьма внушительно в своей униформе. Достав удостоверение, обошел вместе с Ларисой всех соседей:

—Простите за вторжение, кого беспокоит шум из квартиры на верхнем этаже?

Никто не выразил беспокойства, но затем одна из соседок из другого подъезда, у которой с Ларисой была общая стена по этажу, вспомнила:

—А если это Зойка? Недавно видела ее с участковым, она ему мозг выносила. Все требовала, чтобы приняли меры против кого-то. Может, она вас имела в виду?

Лариса не сразу поняла, о ком речь:

—Какая еще Зойка?

—Ну, это скандальная бабка, под вами живет, — объяснила соседка. Только тут Лариса поняла, кто был источником слухов и сплетен про новых жильцов.

***

Поняв, что ее раскрыли, баба Зоя на время ушла в подполье. Пока ремонт почти не завершился, она не появлялась и не давала о себе знать. Но активизировалась снова, как только Лариса с сыном переехали. Неделю выжидала и прибежала, как любой нежданчик, когда никто и в ус не дул.

В это время Лариса проснулась, посмотрела в окно и порадовалась:

—Тут даже зимой такой классный вид, прямо душа не нарадуется. И никто не лезет.

Словно опровергая ее слова, в дверь требовательно позвонили. Как сказал бы известный юморист девяностых, звонили с таким видом, словно точно знали, что в этой квартире кто-то есть. Лариса не спеша открыла входную дверь и нахмурилась: перед ней стояла назойливая баба Зоя, попортившая ей летом немало крови. При виде пожилой соседки Лариса спокойно поздоровалась и спросила:

—Чем обязана? Что вы хотели?

—Будешь обязана, —бабку, судя по ее обращению, такие мелочи жизни, как «тыкать» малознакомому человеку, ни капли не волновали. – У меня теперь на балконе вода капает, до вас все было чисто и сухо. Что вы там натворили?

—Ничего, —Лариса даже слегка растерялась. — Ремонт делали, вы же сами видели.

—Во-во, ремонт они делали. Испортили приличным людям балкон, а сами только зенками хлопают. А ну, отойди, мне нужно посмотреть, откуда вода может течь, — отодвинув хозяйку, соседка все же сочла нужным разуться и пройти вглубь квартиры. Она шагала по комнатам, не обращая ни малейшего внимания на изумленную Ларису. Вид утепленного и заново застекленного балкона заставил пожилую женщину завистливо выдохнуть:

—О, какие куркули, прямо комнату целую сделали. Не то, что у простых работяг.

Не обнаружив ничего подозрительного, она ушла. Лариса слышала, как старуха продолжала что-то бубнить себе под нос, но решила не обращать на это внимания. В том, что бабка пришла просто так, любопытства ради, она не сомневалась. Уж больно активно рыскала Зоя по комнатам, не забыв даже заглянуть в санузел и ванную, придирчиво осмотрела кухню.

***

Летним вечером, когда Лариса шла домой, ее остановили бабушки у подъезда, покидавшие свой пост только ближе к полуночи:

—Слышь, соседка, тут слухи ходят, что у тебя теплые полы и целых два кондиционера работают зимой. И говорят, что балкон превратила в комнату.

—А еще у тебя новый кафель в ванной и туалете.

—А где ты такие обои на кухню достала?

Бабки, как поняла изумленная их словами Лариса, были в курсе всего, что находилось в ее квартире. На этот раз источник информации был налицо. Никто, кроме Зои, не заходил к ней и не видел обстановку.

Придя домой, женщина позвала к себе сына:

—Тимоша, можно тебя на минутку? Тебя бабушки возле подъезда о чем-нибудь спрашивали?

Мальчик прыснул:

—Каждый день спрашивают. Но я же как партизан, стараюсь отвечать так, чтобы ко мне не цеплялись.

—А чем ты их цепляешь? —заинтересовалась Лариса.

Тимофей широко улыбнулся:

—От улыбки станет всем светлей… я просто здороваюсь со всеми и улыбаюсь.

—Ты мне лучше объясни, что ты отвечаешь, когда они тебя останавливают, — настаивала Лариса.

Мальчик пожал плечами:

— Ну что? Я им сказал, что в квартире живем вдвоем, что ты работаешь в институте. Сказал, что переехали с этой же улицы, но на несколько кварталов дальше отсюда. Еще сказал, что в здешнюю школу не хожу, а езжу в старую.

—Слава богу, что не стали спрашивать, где деньги лежат, —усмехнулась Лариса, а Тимофей весело рассмеялся:

—Ну я ведь тоже знаю, что им говорить и о чем помолчать. Мама, не переживай, они сами скоро будут нам обо всем сообщать. И про нас, и про всех остальных.

Лариса посмеялась вместе с сыном и забыла на какое-то время про расспросы бдительных бабушек. Ближе к концу июня воцарилась страшная жара, из-за которой пришлось включать кондиционер. Он проработал три дня, после чего в воскресное утро, как обычно – пораньше, на пороге нарисовалась баба Зоя. И, по старой привычке, не отвечая на приветствие Ларисы, подбоченилась и напустилась с упреками:

—Кондиционер она поставила, видите ли. А на то, что у меня от него весь подоконник грязной водой заливает, ей плевать!

Ларисе стало не по себе. Выходит, на этот раз претензии этой невыносимой бабки обоснованы? Чтобы убедиться в этом наверняка, женщине пришлось пройти в квартиру соседки и тщательно все осмотреть. Да уж, картина выходила неприглядная. Оказалось, что приглашенные ею работяги из числа иностранных специалистов все сделали через одно место. Устройство установили так, что бабкин подоконник действительно заливало. Лариса пообещала, что устранит неисправность, и вызвала новых работников. После разбирательств те вынесли вердикт, что придется либо полностью убирать кондиционер, либо просто не включать. Зоя все бегала рядом и приговаривала:

—Вы уж постарайтесь, чтобы все хорошо было. А то куда годится, чтобы я на восьмом десятке скакала по лестницам - выяснять отношения не пойми с кем?

Ларисе пришлось проглотить это оскорбление. Не до того было. Приняв решение не пользоваться кондиционером, она из-за жары перебралась в гостиную – там тоже был аналогичный прибор, но установленный по всем правилам.

Оставшееся лето прошло без особых происшествий. Зоя напоминала о себе редкими всплесками сплетен в адрес Ларисы, когда ей совершенно нечем было заняться.

Однажды, когда к соседке напротив приехал кто-то из родственников, той дома не оказалось. Мужчина постучался к Ларисе:

—Извините, вы могли бы передать это Кате из квартиры напротив? Привез ей подарок, а Катюши дома нет.

Лариса согласилась, и мужчина занес коробку в квартиру. Выходя, незнакомец поблагодарил ее и попрощался. Именно в момент, когда за ним закрылась дверь, и мужчина начал спускаться вниз, не желая воспользоваться лифтом, выскочила баба Зоя. Лариса ее уже не видела, зато бабка увидела все, что могла. Довольная тем, что есть новая пища для сплетен, она вбежала в лифт и через минуту очутилась перед старушечьим дозором:

—Моя соседка сверху, Лариска, мужиков стала к себе водить. Сдается мне, что деньги с них за это дело берет. Вон, сегодня ее кавалер ей спасибо говорил, когда уходил.

Глава 2

Благодарю за лайки, репосты и подписку на канал.